Сценарий занятия для родителей (в рамках проекта «Родительский университет») «Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка»

Целевая аудитория: родители учащихся 1 класса

Время проведения: февраль 2023 г.

 

Цель: показать значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка.

Задачи:

формировать активную педагогическую позицию родителей; 

поддерживать стремление родителей к саморазвитию;

содействовать укреплению и улучшению внутрисемейных отношений.

 

Ход занятия

Вступительное слово учителя.

Уважаемые родители, добрый день! Воспитание детей – это сложный, многогранный, ответственный процесс, который объединяет в себе все сферы человеческой жизни. Всё, что окружает ребёнка в детстве, главным образом влияет на формирование его личности, на успешную дальнейшую адаптацию и социализацию в обществе.   Но всегда на первом месте для ребенка останутся самые близкие для него люди – мама, папа, бабушки и дедушки. Это те учителя, которые помогают малышу учиться взаимодействовать в этом мире, дают первые уроки общения. Их пример трудно переоценить, это те крупицы знаний, из которых прорастут умения взаимодействовать, существовать в окружающем его мире. Каким ребенок увидит мир, зависит от взрослых, которые будут рядом с ним; на что будет обращено внимание малыша, какие ценностные ориентиры будут у него – зависит только от матери и отца ребенка.

Сегодня мы поговорим о семье, о семейных традициях и их значении в формировании и развитии ребёнка.  

Что такое семейные традиции? Семейные традиции – это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.  Семейные традиции играют большую роль в становлении характера ребенка: поддерживают позитивное отношение к жизни, воспитывают гордость за свою семью, принадлежность к ней, закрепляют чувства малыша к причастности и значимости в совместной деятельности с семьей, а также развивают преемственность поколений. Часто следование традициям помогает нам жить. Какими бы странными они не казались, важно, чтобы они не были громоздкими и надуманными.

С давних пор о доме и семье говорили с радостью и любовью. До наших дней дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте вспомним их. Я буду говорить начало пословицы, а вы – продолжайте.

Не нужен и клад, когда… (в семье лад).

В семье дружат – … (живут не тужат).

В дружной семье и в холод …(тепло).

          Как родители жили, так… (и нас научили).

Семья сильна, когда… (над ней крыша одна).

Семья в куче, … ( не страшна и туча).

Как мы видим, наши предки очень большое значение придавали семье, чтили и соблюдали семейные традиции, приобщали детей к гуманистическим общечеловеческим ценностям.

Основная часть.

Л.Н. Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

В каждой семье царит своя непередаваемая атмосфера любви, понимания и душевного тепла. А как она появляется и в чём проявляется? (Ответы родителей).

Спокойная и доброжелательная атмосфера в семье создаёт условия для формирования личности ребёнка, для усвоения им общечеловеческих ценностей.

Давайте попробуем на лучах «семейного солнышка» написать, какие ценности формируются у ребёнка в семье (работа в группах, презентация результатов работы (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Приблизительные результаты работы в группах

 

В формировании этих качеств большую роль играет личный пример родителей, который проявляется в том числе и через соблюдение семейных традиций или своеобразных законов семьи.

Чаще всего такие законы берут своё начало из семейных устоев предыдущих поколений. Благодаря им создаётся чувство надёжности семейных отношений, появляется крепкая связь между членами семьи, поддерживаются близкие и доверительные отношения, дети чувствуют прочность семьи.

Неоспоримая польза семейных традиций доказана научно: они укрепляют семью, делают жизнь в кругу семьи разнообразней, а совместное времяпрепровождение – интересней.

Предлагаю вам сейчас перенестись в ваше детство и вспомнить, какие семейные традиции давали вам ощущение счастья и радости.

Игра для родителей «Добавь лучики».

«Оживите» лучики нашего «семейного солнышка», и оно ярко засияет. (Родители на солнечных лучиках отмечают традиции в семьях своих родителей. Презентация результатов работы (Рисунок 2)).

 

 

Рисунок 2. Приблизительные результаты работы

 

Спасибо. Вот и засияло «семейное солнышко» всеми своими лучиками. Я думаю, что вы увидели, насколько важным являются семейные традиции. Общие дела воспитывают в детях чувство ответственности, уверенности, повышают самооценку, развивают положительные эмоции, но самое важное – объединяют их с родителями, сестрами, братьями, другими членами семьи.

Вместе с тем несоблюдение семейных обычаев и устоев может привести к ослаблению связей между её членами, к разрушению семейных уз.

Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие. Но в целом их можно условно разделить на две большие группы: общие и специальные. Общие традиции – это традиции, встречающиеся в большинстве семей в том или ином виде. Специальные традиции – это особые традиции, присущие одной данной семье.

Дорогие родители! Расскажите, пожалуйста, есть ли в ваших семьях специальные традиции? (Ответы родителей).

Большое спасибо! Я думаю, что наше «семейное солнышко засияло ещё ярче.

Хочу предложить вам некоторые идеи для создания семейных традиций. Посмотрите видеоролик (перейти).

Упражнение «Ассоциация»

У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

  • Если семья — это здание, то какое…
  • Если семья — это цвет, то какой…
  • Если семья — это музыка, то какая …
  • Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
  • Если семья — это настроение, то какое…

Создание проблемной ситуации.

Приходится с сожалением констатировать тот факт, что сейчас «живое» общение всё чаще начинает вытесняться виртуальным. Нам гораздо проще написать сообщение в мессенджере, послать готовую открытку с праздником. Вызывает опасение тот факт, что ребенок проводит большое количество времени в обществе компьютера в период формирования личности. Не секрет, что многие родители не находят времени, чтобы заниматься собственными детьми. Часто компьютер для занятых родителей – настоящее спасение. Ведь не хулиганит, и на улице допоздна не гуляет. Начинает формироваться негативная традиция, когда по вечерам все члены семьи погружаются в виртуальный мир вместо того, чтобы обсудить прошедший день, да и просто пообщаться друг с другом.

Как вы думаете, можно ли воспитывать ребёнка, ежедневно общаясь с ним даже только 5 минут? (Ответы родителей).

Послушайте, пожалуйста, притчу «Отец и сын» (звучит на фоне спокойной музыки).

На скамейке во дворе огромного дома сидели отец с сыном. Отцу примерно 65 лет, а сыну 30. Сын читает газету. Вдруг откуда-то прилетел соловей, сел на цветы. Отец спросил сына:

– Сынок, кто это?

Сын:

– Соловей, папа.

Соловей прыгал с одного цветка на другой. Отец снова спросил:

– Сынок, кто это?

Глубоко вздохнув, стряхнув газету, с ленью в голосе сын ответил:

– Это соловей.

Через какое-то мгновение прилетела птичка и села на газон. Отец снова спросил у сына:

– Сынок, кто это?

Теперь уже со злостью, уронив газету на скамейку, грубым голосом сын ответил:

– Папа, ты уже достал меня своим глупым вопросом. Ты никогда соловья не видел, и не знаешь, что это за птица? Это соловей. Со-ло-вей. Ясно?

Отец ничего не сказал, встал и ушёл в дом. Через какое-то время он пришёл с тетрадкой в руке. Это был его дневник. Открыв нужную страницу, дал его сыну и сказал:

– Читай… Громко!

Сын прочитал:

– Сегодня я и мой пятилетний сыночек сидели во дворе на скамейке. Вдруг прилетел соловей. Сын меня 29 раз спрашивал: «Кто это?». Я улыбался, обнимал его каждый раз, когда он мне задавал один и тот же вопрос. Мне доставало удовольствие каждый раз объяснять своему маленькому наивному человечку, что это соловей.

Прочитав эти строки, сын вздохнул, в глазах навернулись слёзы. Он обнял отца, поцеловал его лоб и тихо прошептал:

– Прости меня, папочка, прости меня глупого.

А отец глубоким взглядом смотрел на соловья, который беззаботно прыгал от одного цветка на другой.

Выскажите, пожалуйста, своё мнение об услышанном. (Ответы родителей).

Учёные отмечают, что общение является одним из основных факторов формирования личности ребенка. Мы сможем передать своим детям то лучшее, что мы имеем в наших семьях. Общаясь с детьми, мы передаём им знания (когнитивное общение), обмениваемся с ними своими желаниями, интересами и потребностями (мотивационное общение), прививаем навыки и умения (деятельностное общение), делимся эмоциями (эмоциональное общение).

Создавая индивидуальные традиции своего дома помните о том, что любые традиции хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют её. Традиции не должны быть надуманными, они должны органично вписываться в жизнь семьи.

Не забудьте три главных правила:

- традиция на то и традиция, чтобы соблюдать её всегда;

- повторяющееся событие для ребёнка должно быть ярким, позитивным;

- можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы, – главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, положительно влияющее на чувства и восприятие ребёнка.

Заключительная часть.

Я думаю, что вы убедились в том, что добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на воспитание и развитие детей, на формирование их как личностей, прежде всего потому, что они сплачивают семью.

Исследования психологов, социологов, педагогов показывают, что условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже программируют судьбу.

Самое очевидное, что с малых лет, когда соблюдаются семейные традиции, люди приобретают навыки коммуникации, знакомятся с правилами поведения, а также укрепляются отношения в семье. Немаловажный момент – это объединение всех поколений семьи, особенно старшего, которое является носителем жизненной мудрости и народных традиций. Необходимо уважать культуру своего народа и строить фундамент для будущего поколения. Семейные традиции, безусловно, занимают важное место в становлении личности ребёнка, и мы все вместе, родители и педагоги, должны уделять должное внимание этой области жизни, чтобы воспитать достойного гражданина нашей страны.

Если в вашей семье ещё нет традиций, то создайте семейную традицию уже сегодня – и кто знает, быть может, через несколько десятилетий ваши дети станут рассказывать о теплых воспоминаниях своего детства, а традиция будет передаваться из поколения в поколение.

Семейные обычаи позволяют всем членам семьи чувствовать себя одним целым, уделить время и внимание родным, проявить уважение и любовь. А не это ли самое важное для всех нас!

На память о нашей встрече я хочу подарить вам «семейные солнышки». Добавляйте к ним новые лучики любви, заботы, добра и счастья.

РЕФЛЕКСИЯ.

         «Чудесный ларец».

         Уважаемые родители, в завершение занятия я хочу попросить вас ответить, что вы хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на сегодняшнем занятии.

На память о нашем разговоре я хочу предложить вам памятки о семейных традициях. (Приложение)

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.

  1. Считаете ли Вы актуальной тему сегодняшнего разговора? Аргументируете свою точку зрения.
  2. Согласны ли Вы с утверждением: «Семейные традиции – основа семейного благополучия»? Объясните свою точку зрения.
  3. Толковый словарь даёт такое определение слова «традиция» — это передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Насколько данное определение совпадает с Вашими представлениями о семейных традициях?

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

Проведению занятия предшествует предварительная подготовка: классный руководитель изучает литературу по теме занятия, осуществляет отбор необходимой информации, выбирает форму проведения занятия, готовит раздаточный материал (макеты «Семейное солнышко»), подбирает аудио и видеоматериалы.

Рекомендуемая форма проведения занятия – открытый разговор, предполагает откровенный обмен чувствами и эмоциями.

Эффективными методами и приёмами являются следующие:

опора на жизненный опыт родителей: родители вспоминают, какие семейные традиции присутствовали в их детстве, анализируют, какие традиции есть в их семьях;

просмотр видеоролика «Идеи для семейных традиций»;

обсуждение притчи: родители слушают притчу «Отец и сын» и высказывают своё мнение о её содержании;

упражнение «Закончи пословицу»: родители слушают первую часть пословицы и вспоминают её продолжение.

         В качестве рефлексии выбран приём «Чудесный ларец». Родителям предлагается ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на занятии.

         На занятии используется мультиборд для просмотра видеоматериалов и демонстрации информации.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Методические материалы «Роль семейных традиций в воспитании детей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Semejnye-tradicii-v-vopitanii-rebenka.pdf Дата доступа:23.02.2023г.
  2. Памятка для родителей [Электронный ресурс]. Режим доступа: osnovnye_semeynye_traditsii_-pamyatka_dlya_roditeley.docx (live.com) Дата доступа: 23.02.2023г.
  3. Что такое общение. Виды общения [Электронный ресурс]. Режим доступа: Общение — Википедия (wikipedia.org) Дата доступа: 23.02.2023г.
  4. Семейные традиции в воспитании ребёнка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Semejnye-tradicii-v-vopitanii-rebenka.pdf (yandex.by) Дата доступа: 23.02.2023г.

 

 

Приложение

Памятка для родителей

«Основные семейные традиции» 

 

  • Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других. 

 

  • Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.

 

  • Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности. 

 

  • Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность.

 

  • Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи. 

 

  • Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и т.п.). 

 

  • Сказка на ночь. Сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.
  • Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым. Выдающиеся педагоги говорят: «Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им».