Виртуальный кабинет русского языка и литературы

Работа над ошибками

развернуть

Образцы разборов на уроках русского языка

развернуть

Интересные факты о русском языке

развернуть

Внезапно: слова бык и пчела — однокоренные. Слов, начинающихся с буквы Й, в нашем языке целых 74. А в Книге рекордов Гиннесса зафиксировано слово длиною в 35 букв.

AdMe.ru не перестает удивляться сложности и богатству русского языка и представляет 20 занимательных и неожиданных фактов, которые вы наверняка не знали:

  • Большинство слов с буквой Ф в русском языке — заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой — флот.
  • В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й. Но большинство из нас помнит лишь йодйога и Йошкар-Олу.
  • В русском языке есть слова на Ы. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
  • Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд — это длинношеее(и прочие на -шеее: например, криво-, коротко-).
  • В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.
  • Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть).
  • Единственное односложное прилагательное в русском языке — это злой.
  • В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и- (итог, итого) и а-(авось; устар. «а вось не повезет»), образовавшимися от союзов и и а.
  • Слова бык и пчела — однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как бъчела. Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука u. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь», «гудеть», «жужжать» и этимологически родственный словам пчелабукашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.
  • Даль предлагал заменить иностранное слово атмосфера на русские колоземица или мироколица.

 

 

  • До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».
  • В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического, в издании 2003 года — превысокомногорассмотрительствующий.
  • В Грамматическом словаре русского языка А. А. Зализняка издания 2003 года самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме — это прилагательное частнопредпринимательский. Состоит из 25 букв.
  • Самые длинные глаголы — переосвидетельствоватьсясубстанционализироватьсяи интернационализироваться (все — 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись — по 25 букв).
  • Самые длинные существительные — человеконенавистничествои высокопревосходительство (по 24 буквы; словоформы -ами — по 26 букв, впрочем, человеконенавистничество практически не употребляется во мн. ч.).
  • Самые длинные одушевленные существительные — одиннадцатиклассницаи делопроизводительница (по 21 букве, словоформы -ами — по 23 буквы).
  • Самое длинное наречие, фиксируемое словарем, — неудовлетворительно (19 букв). Впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на  / , далеко не всегда фиксируемые словарем.
  • Самое длинное междометие, включенное в Грамматический словарь, — физкульт-привет(15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).
  • Слово соответственно является самым длинным предлогом. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица исключительно — на букву короче.
  • В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: победитьОн победитты победишь, я... победюпобежупобежду? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма 1-го лица единственного числа отсутствует, глагол является «недостаточным».
  • Англичане для успешного усвоения трудной фразы «я люблю вас» пользуются мнемоникой «yellow-blue bus».

 

ПОДБОРКА САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Большинство слов с буквой Ф в русском языке — заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой — флот.

 

В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й. Но большинство из нас помнит лишь йод, йога и Йошкар-Олу.

В русском языке есть слова на Ы. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд — это длинношеее (и прочие на — шеее: например, криво-, коротко-).

В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой «ко» — закоулок.

Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть).

Единственное односложное прилагательное в русском языке — это злой.

В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и- (итог, итого) и а- (авось; устар. «а вось не повезет»), образовавшимися от союзов «и» и «а».

Слова бык и пчела — однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как бъчела. Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука u. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь», «гудеть», «жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.

Даль предлагал заменить иностранное слово атмосфера на русские колоземица или мироколица.

До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».

В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического, в издании 2003 года — превысокомногорассмотрительствующий.

В Грамматическом словаре русского языка А. А. Зализняка издания 2003 года самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме — это прилагательное частнопредпринимательский. Состоит из 25 букв.

Самые длинные глаголы — переосвидетельствоваться, субстанционализироваться и интернационализироваться (все — 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись — по 25 букв).

Самые длинные существительные — человеконенавистничество и высокопревосходительство (по 24 буквы; словоформы -ами — по 26 букв, впрочем, человеконенавистничество практически не употребляется во мн. ч.).

Самые длинные одушевленные существительные — одиннадцатиклассница и делопроизводительница (по 21 букве, словоформы -ами — по 23 буквы).

Самое длинное наречие, фиксируемое словарем, — неудовлетворительно (19 букв). Впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на -о / -е, далеко не всегда фиксируемые словарем.

Самое длинное междометие, включенное в Грамматический словарь, — физкульт-привет (13 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).

Слово соответственно является самым длинным предлогом. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица исключительно — на букву короче.

В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: победить. Он победит, ты победишь, я… победю? побежу? побежду?Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма 1-го лица единственного числа отсутствует, глагол является «недостаточным».

Англичане для успешного усвоения трудной фразы «я люблю вас» пользуются мнемоникой «yellow-blue bus».

И таки да — в русском языке есть слово с шестью согласными буквами подряд, да еще с всего одной гласной — взбзднул.

свернуть

Дидактический материал по русскому языку

Разноуровневые задания по теме «Синтаксис и пунктуация»
развернуть

Задание 1-го уровня

Выпишите сложное предложение, подчеркните в нем грамматические основы.

Ревел гром, блистали молнии, шуршала трава (М. Горький).

Занесет ветер кусты снегом и помчится дальше (Г. Снегирев).

Солнце позолотило вершины деревьев, раскинуло во все небо нежный свет своей закатной зари и ушло за лесной край (К. Паустовский).

Задание 2-го уровня

Как отличить сложное предложение от простого?

Задание 3-го уровня

Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.

Ира прос…т Ёжик ёж

Ты мне платьице сошьешь…?

Ёж ответил из-под елки

Ниток нет – одни иголки.

(Ф. Бобылев)

Задание 4-го уровня

Выпишите из предложения словосочетания. В каждом словосочетании обозначьте главное и зависимое слово.

Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие журавли. (И. Соколов-Микитов).

Задание 5-го уровня

Запишите предложение с данными словами, подобрав к ним обобщающее слово.

Сосна, ель, дуб, береза.

 

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЯ

 

1.          Найдите в текстах односоставные предложения. Опреде­лите их тип.

1) Прошел гол. Опаляя землю, пронесло золотые свои ризы новое лето. Сжали хлеб. На гумнах запахло свежей соломой. Ка­ждый день до заката гудела молотилка.

2)Не было теней. Красноватая темнота будто пеплом осыпа­ла траву и деревья. Аггей прислушивался. Там,внишу, вносили, должно быть, чемоданы, шаркали ногами. Слышались негромкие голоса.

3) Несколько капель ударилось в стекла. Брызнуло сильнее, и зашумел по листьям крупный дождь. Звуки в просторных комна­тах утихли. Запахло травой, сыростью, и стало совсем темно... Аггея звали ужинать, а он все смотрел в окно и думал несвязное.

4)- В Петербург зачем едете?

-Меня ждут.

-Понимаю.

-К вам в имение когда-нибудь заверну.

- Пожалуйста, очень буду рад.

5) Жарко натопленные печи. Легкий запах вымытых полов. Зимний свет сквозь морозные стекла. Тихо улетает время за письмами, разговорами вполголоса, за неспешным ожиданием вестей. (По А. Н. Толстому)

2.          Найдите односоставные определенно-личные предложения. Чем выражается главный член в определенно-личных пред­ложениях?

1) - Здорово, Савельич!

-Где пропадал?

-К барину сходил.

-А к приказчику пойдешь?

-Зачем я к нему пойду?

2)Мы вошли в дом.

-Ну, теперь пойдемте в гостиную. Я вас познакомлю с мо­ей матушкой.

-Вот, матушка, рекомендую: сосед наш.

3)Я не знал, что отвечать Овсяникову.

-Растолкуйте мне, пожалуйста, что за чудеса такие. Ума не приложу. (По И. С. Тургеневу)

3.Какой тип односоставных предложений используется в тексте? С какой целью этo сделано?

1)Молотили до позднего вечера, но так и не управились. Впрочем, обмолотить-то обмолотили, а провеять, сгрести, а затем поделить на три разных - по числу душ - вороха не успели. (М.Алексеев)

2) На Карюхе привозили дрова из лесу. Запрягалиеё для та­кой цели только ночью. А прежде того на ней ездили на гумно за кормами. С приходом посевной Карюху запрягали и в плуг, и в соху, и в борону. (М.Алексеев)

4.Что обозначают односоставные безличные предложения? Чем может выражаться главный член в безличных предло­жениях?

1. По совету дедушки решено было ночевать на гумне. 2. Стемнело. 3 Волков уже не было. 4. Лошадей приказано опять вывести из риги. 5. Среди охотников нет моего отца. 6. С отцом моим ничего не случилось. 7. Трудно любить того, кто внушает к себе страх. 8. И обоим нам сталосмешно. 9. Что еще сказать, о Карюхе? 10. На душе у него было не совсем хорошо. (По М.Алексееву)

5.Определите тип односоставных предложений. Охаракте­ризуйте их роль в тексте. Какие предложении являются рас­пространенными?

Дикий камень. Песок. Голенастые сосны. Вереск и бруснич­ник. Седые волны Балтики. Синее небо с редкими облаками. (По М.Дудину)

6.Выпишите глагольные формы  в  такой  последовательно­сти:

1) те, которые могут выполнять роль главного члена в определенно-личных предложениях;

2) те, которые могут выполнять роль главного члена в неопределенно-личных предложениях;

3) те, которые могут выполнять роль главного члена в безличных предложениях;

4) те, которые не могут выполнять роль главного члени в односоставных предложениях.

Поздравлять, поздравляю, поздравляешь, поздравляет, по­здравляем, поздравляете, поздравляют, поздравляй, поздравляй­те, поздравил, поздравила, поздравили, поздравил бы, поздравили бы, поздравлявший, поздравляя.

7.                 Найдите “4-е лишнее” (тема “Односоставные предложения. Непол­ные предложения”).

А. 1. В третьей бригаде колхоза “Гигант” сдали в эксплуатацию новое складское помещение (В.Шукшин).

    2.В зале пели, играли, плясали (А.Чехов).

3.[- Ну что, как ? - спросила его хозяйка, протягивая руку. - Бла­гополучно?] Выдержали экзамен? (А.Чехов).

 4. Тебя послали продать лодочки? (А. Грин).

Б. 1. Сивером на холоде обжигает желуди, листья и кору (И.Бу­нин).

2. И день и ночь метет: и сыпет, и кружит, и рвет, и заносит момен­тально (В.Гиляровский).

  3. Растет теперь вдовий сын лучше, чем на купецких харчах. Играет в царских палатах с царевичем-однолетком (Бел. нар. сказка).

  4.“Нам везет", - сказал Николай, потирая руки (М. Горький).

В. 1. Девочка! Шаги свои замедли (М. Светлов).

2.  Воспоминания! Со мной вы жили-были (М. Светлов).

3.    Заседатель-детство! Скажешь всем, кто обидел сказку? (М.Светлов).

4.  Какая глушь! Какая скудость жизни! (И. Бунин).

Г. 1. Небо ясное. День морозный (В. Костылев).

2. Дремучий лес (В.Костылев).

3. Ненастный день (И. Бунин).

4. Безмолвная ночь (И. Бунин).

Д. 1. Ноябрь, сырая полночь (И. Бунин).

   2. А над обрывом всё тот же гамак (И. Бунин).

3.  Вечерние сумерки (А. Чехов).

4.  Земская больница (А. Чехов).

Е. 1. - Кто это сочинил? - спросил громко Прачкин.

       - Пушкин, папаша (А. Чехов).

    2. - Кто вам сказал это?

    - Эберфельд!

    - Болтун! (В. Костылев).

2 - А из людей многие ли помогут?..

Многие... весь народ... (В. Костылев).

3 - Мороз загнал?

Не мороз, тоска-кручина (В. Костылев).

 

8.              Проанализируйте неопределенно-личные предложения. Укажите, чем создается неопределенность лица в этих конструк­циях.

1. Новые платья сняли, велели надеть девочкам блузки, а мальчикам старые курточки и велели закла­дывать линейку (Л.Толстой). 2. ...На другой день после удара князя повезли в Богучарово (Л.Толстой). 3. — А из города приехали? — спросил Левин у Кузьмы.— Только что приехали, разбираются (Л.Толстой). 4. За перегородкой пошептались и замолкли ((Л.Толстой). 5. Ребенка вынули на одной руке из ванны, окатили водой, окутали про­стыней, вытерли и после пронзительного крика подали матери (Л.Толстой). 6. Это стихотворение в прозе, со време­нем к нему напишут музыку (М.Горький). 7. Зачислили их в танковые войска и послали в бой (А.Толстой). 8. Вот мы тут разговариваем, а может, за нами уже поглядывают (К.Федин). 9. Ждали со дня на день конца навигации... (К.Федин). 10. Единогласно постановили оставить Бортни­кова на мельнице (Г.Николаева).

9. Рассмотрите примеры обобщенно-личных предложений. Укажите значение лица, времени, наклонения.

1. Глупому в поле не давай воли (В.Даль). 2. Вста­нешь, бывало, поутру и словно с горы на салазках покатишься. Смотришь, уж и примчался к концу (И.Тургенев). 3. Заберешься, бывало, в яблочный сад в самую середи­ну высокой заросшей густой малины (Л.Толстой). 4. Идешь по улице, все на тебя смотрят (А.Островский). 5. Муха не волк, из ружья не убьешь, а надоест хуже волка (М.Горький). 6. Бывало зайдешь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь... (М.Пришвин). 7. От дела работой не отделаешься, от сказанного слова не отвяжешься (Пословица). 8. Человека ценят не по годам, и не по деньгам, а по разуму (Пословица). 9. Если хочешь познать истину, на­чинай с азбуки (Пословица). 10. Ума за морем не купишь (Пословица).

10.Укажите, чем выражен главный член безличных пред­ложений. Выясните их значение.

I.   1. Не спится, няня: здесь так душно! (А.Пушкин). 2. Пет­рушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом (Н.Гоголь). 3. Мне было весело вдох­нуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов (М.Лермонтов). 4. Ему уже не хотелось уезжать (А.Гончаров). 5. Не сидится в хате тесной, не лежится на печи (Н.Языков). 6. Прозвучало над ясной рекою, прозвенело в померк­шем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на том берегу (А.Фет). 7. Завтра уже поздно, поздно (Ф.Достоевский). 8. На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение (А.Чехов). 9. Светает все более (В.Короленко).

II.    1. Просто мне нездоровилось это время (А.Куприн). 2. После дождя туманно (А.Толстой). 3. Мне выгоднее всего было бы остаться при вашей больнице как мест­ному врачу (А.Фадеев). 4. Вечерело (П.Павленко). 5. Медлить нельзя ни одного дня, ни одного часа: за промедление и нерешительность можно поплатиться головой (М.Бубеннов). 6, Мишку как ветром сдуло с лавки (М.Шолохов). 7. Кругом ни души. Пустынно и мертво (Т.Семушкин).

III.           1. А на дворе давно уж побелело (А.Грибоедов). 2. В этот час было совсем тихо,— ни шагов, ни звуков копыт (Л.Толстой). 3. В начале улицы еще было ветрено... но в сере­дине деревни стало тихо, тепло и весело (Л.Толстой). 4. Страшно не страшно, а на душе как-то строго (Л.Толстой). 5. ...Во рту сухо и противно от металлического вкуса (А.Чехов). 6. Здоровьем, свежестью, бессознательным счастьем веяло от нее (М.Горький). 7. Было стыдно расска­зывать о том, что произошло у него с сыном (М.Горький). 8. ...Придавило их [холмы братских могил] дождями, позамело сыпучим снегом (М.Шолохов). 9. Можно быть скромным, не будучи мудрым, но нельзя быть мудрым, не обладая скромностью (Пословица). 10. Раз приготовлено, надо есть (Пословица).

11.Рассмотрите инфинитивные предложения. Определите их значения.

1. Вам не видать таких сражений!.. (М.Лермонтов). 2. ...Нашей графине быть за генералом... (А.Герцен). 3. — Молчать! — загремел лесник и шагнул два раза (Н.Гоголь). 4. ...Синевы между ними [облаками] уже не видать (Н.Гоголь).  5. ...Не свести ли мне тебя к хозяину покудова? (Н.Островский). 6. Разойтись! Нечего тут стоять! — крикнул он на тол­пу (Л.Толстой). 7. — Куда тут чаи распивать!—нахму­рился почтальон (А.Чехов). 8. Чем мне было удержать его, вернуть, спасти? (А.Чехов). 9. Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следа (С.Есенин). 10. Мосту этому не быть живу (М.Шолохов).

12. Укажите типы односоставных предложений: 1) опре­деленно-личные; 2) неопределенно-личные; 3) обобщенно-личные; 4) безличные; 5) инфинитивные; 6) назывные.

1. Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести (А.Пушкин). 2. Кончаю! Страшно пере­честь... Стыдом и страхом замираю... (А.Пушкин). 3. В гла­зах у меня потемнело (М.Лермонтов). 4. Не гляди же с тоской на дорогу... (Н.Некрасов). 5. Пьера с другими преступниками привели на правую сторону Девичьего поля, недалеко от монастыря, к большому белому дому с огромным садом (Л.Толстой).6. Передняя. В углу ломберный столик. На столике лист серой казенной бумаги, чернильница с пером и песочница (А.Чехов). 7. Очень уж шумят у нас в классах (А.Чехов). 8. Да разве любят за что-нибудь? Любят так, просто! (М.Горький).9. Уж сильно завечерело (М.Горький).10. Тот же вечер. Конец улицы на краю города. Послед­ние дома, обрываясь внезапно, открывают широкую пер­спективу: темный пустынный мост через большую реку (А.Блок). 11. На заводе все благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича (А.Куприн). 12. Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через Сан. Навстречу шли эшелоны (К.Паустовский). 13. Пахло сеном, созревающими хлебами, медом, по­лынью (А.Фадеев). 14. Ночь. Дачный поселок точно вымер. Тявкает собака. Шаги. Силуэт патруля (А.Гайдар). 15. Почему сидишь, дорогой? Нехорошо, пойдем (К.Симонов). 16. Слушайте боевой приказ (К.Симонов) 17. Век живи, век учись (Пословица). 18. Напишешь — не сотрешь, выпус­тишь — не поймаешь (Пословица). 19. Цыплят по осени счи­тают(Пословица).

 

13.Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.

 

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой. Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)

 

 

14.Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.

 

Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей. Рассудить спор Зевс приказал Парису.

По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя. Младенца отнесли на гору Иду и бросили там. Париса нашли и воспитали пастухи. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)

 

15.Спишите предложения. Выделите сказуемые в безличных предложениях.

 

Об этом жильце надо бы рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения пали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент он стоял у подъезда, слушал музыку и был вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро... Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошел прямо к нам. Однако подойти к нам было непросто. (Ю.Коваль)

 

Повторение изученного в 6 классе.

Задания по теме «Части речи. Правописание»

 

1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание.

   Экипаж(?) доктора оч…тился у главной горо…ской площ…ди. Н…зывали её площ…дью Звезды. Она была окружена огромными, од…наковой высоты и формы домами и п…крыта ст…клянным куполом. Это делало её похожей на колоссальный ц…рк.

   В сер…дине купола, на страшной высоте, г…рел самый большой в мире ф…нарь. Охваченный поперёк железным кольцом, он н…поминал пл…нету Сатурн. Свет его был так прекрасен и так не похож(?) на земной свет, что люди дали этому ф…нарю чудес(?)ное имя – Звезда. Так и стали называть всю площ…дь.

   Ни на площ…ди, ни в домах, ни на улицах п…близости не требовалось больше никакого света. Звезда осв…щала все закоулки, все дома. Люди здесь обходились без ламп и св…чей.

  • Определите и запишите тему текста.
  • Определите тип текста и подчеркните правильный ответ:        

а) повествование;  б) рассуждение;  в) описание.

2. Прочитайте текст. Выпишите из него все имена существительные 2-го склонения в той форме, в какой они употреблены в тексте. В скобках укажите их число и падеж.

Немного истории

Пунктуация – наука о знаках препинания и совокупность этих знаков. Слово «пунктуация» происходит от латинского punctum, что значит «точка». Кстати, этот знак препинания появился самым первым.

   В древних рукописях текст напоминал густой лес, потому что он не разделялся не только на предложения, но и … на слова! Читались такие тексты с большим трудом, пока, наконец, не появилась пунктуация.

   Считается, что пунктуацию изобрели итальянские издатели братья Мануции в XV веке. Придуманные ими значки были приняты большинством народов Европы.

3. От чего зависит написание О или А в корнях этих слов? Вставьте в скобках цифру, соответствующую правильному ответу: 1 – от ударения, 2 – от конечного согласного корня, 3 – от суффикса -а-.

Догорать(  ), прикоснулись(  ), вырастить(  ), заросли(  ), изложение(  ), озарились(  ), безотлагательно(  ), поклон(  ), кланяйтесь(  ), подгорелый(  ), зоренька(  ), касательная(  ), наращивать(  ).

4. Подчеркните слова – исключения из правил.

Росток, прорастать, пригореть, пригарь, отрасль, водоросли, Ростислав, заря, зорька, сочетание, причитать, вычесть, вычитание, сочетать.

5. Подчеркните в каждом ряду лишнее слово:

а) растущий, росточек, простачок, отрастить

   б) растительный, растолстеть, растение, ростовщик

   в) расти, прирастать, растаять, подрастающий

6. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание. Запишите в скобках, из каких произведений А.С. Пушкина взяты эти отрывки.

На д…вич(?)ник соб…раясь,

   Вот царица, нар…жаясь,

   Перед зеркальцем своим,

   Перемолвилася с ним. (                   )

   Кто-то терем приб…рал

   Да хозяев подж…дал. (                      )

   Приб…жал б…сёнок, задыхаясь,

   Весь м…крёхонек, лапкой ут…раясь,

   Мысля: дело с Балдою сладит. (                                   )

   Месяц под косой бл…стит,

   А во лбу звезда г…рит. (                       )

7. Прочитайте. Допишите подходящие приставки(о-, об-, от-, про-, по-, пере-, пред-)

Ветер …шумел над городом. За …крытым окном, в закоулке, …несённом ветхой …градой, слышались голоса.

   Гарт …смотрел на небо. Звёзды …ливались белым, синим и желтоватым огнём. Гарт не знал, что это …вещает бурю.

8. Прочитайте «вредный совет» Григория Остера. Вставьте в скобках, если нужно, Ь. Объясните свой выбор.

Если лужу обойдеш(?)

   И ботинки не промочиш(?),

   Могут строго наказать

   За плохое поведен(?)е,

   Потому что ты опять

   Не сумееш(?) простудит(?)ся

   И придёт(?)ся, как всегда,

   Снова в школе хулиганить.

9. Когда в корне слов пишется О, когда Ё? Вставьте нужную букву.

Щ…тка(щетина), ш..рох, капюш…н, ч…порный, ч…лка(чело), маж…р, щ…голь(щеголять), ш…лк(шелка), пощ…чина(щека), ш…рты, борж…ми, артиш…к, пш…нка(пшено), чеч…тка(чечет).

10. Вставьте, где нужно, Ь. В скобках укажите цифру, которая соответствует данному слову: 1 – сущ. м.р.; 2 – сущ. 1 скл. в Р.п. мн.ч.; 3- сущ. 3 скл.; 4 – кр. прил.; 5 – неопределённая форма глагола; 6 – форма 2 л. ед.ч. глагола.

Занимаеш(?)ся, подстрич(?)ся, берёзовых рощ(?), мелоч(?), камыш(?), можеш(?), молодёж(?), береч(?), палач(?), интересных передач(?), суп горяч(?), пейзаж(?), взаимопомощ(?), князь всемогущ(?), понимаеш(?), голос певуч(?), калач(?), прячеш(?)ся, рыба-меч(?).

11. С помощью приставок образуйте глаголы от данных слов. Объясните их правописание.

единый + об →

ехать + в →

   ясный + раз →

   есть + с →

   явиться + об →

12. Узнайте слова по лексическому значению. Объясните их правописание.

Инструмент для вычерчивания окружностей –

   В древнегреческой мифологии одноглазый великан –

   Кочевой народ, живущий в разных странах мира –

   Подстилка, плетённая из соломы –

   Знак, обозначающий число –

   Птенец курицы –

13. Замените выделенные существительные с предлогами подходящими по значению прилагательными.

Человек без совести –

   Жизнь без забот –

   Поступок без смысла –

   День без радости –

   Попытка без успеха –

   Рыцарь без страха –

   История без конца –

 

 

       Разноуровневые задания по теме «Глагол и его формы»

1 уровень

1.Запишите предложение, расставьте недостающие знаки препинания.

Всякий восхищается по-своему: мужики обыкновенно тыкают пальцами; кавалеры рассматривают серьёзно; старые лакеи в шинелях смотрят для того только чтобы где-нибудь позевать; торговки спешат по инстинкту чтобы послушать о чем калякает народ, и посмотреть на что он смотрит.

2.Выполните морфемный разбор слов: восхищается, рассматривают.

3.Выпишите все глаголы, определите их спряжение.

4.От глагола восхищается образуйте все возможные формы причастий.

5.От глагола рассматривают образуйте деепричастие.

2 уровень

1.Какие глаголы называются возвратными?

2.Раскройте скобки.

(Не) годовать, (не) навидеть, (не) догнать, (не) годиться, (не) накрывать.

3.Каким членом предложения является инфинитив?

а)Не прикажите казнить, прикажите речь говорить.()

б)”Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть – кур красть?” – Крестьянин говорил лисице, встретясь с ней.()

4.Глаголы несовершенного вида имеют формы времени:

5.Глаголы совершенного вида имеют формы времени:

6.Подчеркните глаголы:

а)со значением«относиться без почтения, уважения»:презирать,призирать.

б)со значением« находиться в каком-либо состоянии»:пребывать,прибывать.

в)со значением «действия в своих интересах»:пристращать, присматриваться, приклеиваться, приспособиться.

7. Произведите морфемный разбор слов.

Запятнали, зацветает.

8.Как образуются формы прошедшего времени глагола?

9.Какие грамматические значения выражают личные окончания глаголов?

10.Укажите, к какому спряжению относятся следующие глаголы.

Веять (), каяться (), лелеять(), маяться(), надеяться(), реять(), сеять(), таять().

свернуть

Писатели-юбиляры 2024 года

подробнее...