Классному руководителю

Национальный механизм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия

развернуть

Методические рекомендации по оформлению классного уголка

развернуть
 
Классный уголок (информационный стенд) – это портрет класса, а его создание – важная часть воспитательной работы, позволяющая классу ощутить себя единым целым.
Уголок должен быть «говорящим» и отражать различные стороны жизни класса.
Правильно оформленный уголок несёт разностороннюю, а, значит, и полезную информацию для классного коллектива.
Классный руководитель вправе сам либо совместно с детьми определить содержание материалов классного уголка, лишь бы оно приносило пользу. Но в любом случае классный уголок должен отражать жизнь класса, служить местом славы класса и его отдельных членов, привлекать внимание интересной информацией и деловыми сообщениями.
Общие правила при оформлении уголка:
- эстетичность оформления;
- творческий подход, нестандартность;
- всестороннее отражение интересов членов коллектива;
- целесообразность размещенных материалов.
Особое внимание необходимо уделить подбору материалов. Основным условием эффективного использования классных уголков является периодическая смена содержания, т.к. при длительном размещении одних и тех же сведений школьники перестают их воспринимать. Подбирать материалы для уголка необходимо таким образом, чтобы основная мысль была понятна школьнику любого возраста сразу. Не должно быть лишних деталей, отвлекающих и рассеивающих внимание. Размещать информацию надо так, чтобы средняя линия стенда находилась на уровне глаз школьников.
Внимательно относитесь к выбору шрифта. Одно из важнейших достоинств хорошего шрифта – его удобочитаемость. Выбирая цветовую гамму стенда, следует учитывать, что дети 6-8 лет предпочитают красный, пурпурный и розовый цвета; а школьники 9 лет и старше – оранжевый и жёлто-зелёный цвета; зеленый цвет успокаивает; желтый создаёт радостное настроение; фиолетвый и синий вселяют неуверенность и усиливают мрачное настроение.
Таким образом, обязательное наполнение классного уголка должно быть следующим:
  1. Список класса («Наш класс», «Это мы» и т.д.).
  2. Актив класса.
  3. Наши обязанности («Поручения»).
  4. График дежурства
  5. Наши успехи,
  6.  Поздравляем
  7. Родительский комитет
8.Полезная информация («Информация», «Новости», «Объявления», «Мероприятия» и т.д.).
Дополнительный материал при наличии места в уголке:
- Можно вывесить список с тематикой классных часов. К ним можно также подготовить вопросы или занимательные задания.
- Подготовить список книг, рекомендуемых для чтения детям определенного возраста. Поместите их на стенде.
- Разделить «Информационное окно» на несколько разделов по временным отрезкам. Например, можно запланировать рубрики «Сегодня», «На неделю», «В четверти».
- Выделить место для информационного материала о дружбе в классе, о правилах поведения в учебном заведении. 
- Если среди учащихся есть ребята, которые пишут статьи или стихи, попросите их написать, например, о последнем мероприятии в классе.
 - Символы коллектива (эмблема класса, девиз, классную песню, правила и законы коллектива, а также всей школы).
- «Ищу помощи» - справочно–информационный материал, содержащий сведения об организациях и специалистах, к которым следует обращаться при возникновении опасности. Также полезна информация, размещённая на детском правовом сайте www.mir.pravo.by.
- «Знаю и соблюдаю» - правила о соблюдении личной безопасности;
- «Мне нужна помощь» - «карман» для писем и обращений родителей и детей;
- «Отвечаем» - рубрика, в которой приводятся ответы на помещенные в «карман» вопросы.
 
свернуть

ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ на второе полугодие 2023/2024 учебного года

развернуть

№ п/п

Дата проведения

Тематика

Класс

1.       

12.01.2024

«Уроки вежливости» (Международный день «Спасибо»)

«Конфликты в молодёжной среде и способы их разрешения»

 «Деструктивные сайты, группы и игры. Будь в себе уверен»

2-4

5-7

 

8-9

2.       

19.01.2024

«Благороднейшая из профессий» (ко Дню спасателя)

«Немного о важном: проблема алкоголизма в молодёжной среде»

2-6

7-9

3.       

26.01.2024

 

 

«Славутыя імёны Беларусі: навукоўцы» (26 января – День белорусской науки)

ШАГ «Я и Закон»   Диспут «Я о Законе, Закон обо мне»

«Память свята и вечна!» (27.01. День памяти жертв Холокоста)

2-4

 

5-7

8-9

4.       

02.02.2024

«Радуга профессий»

«Моя сетевая безопасность. Мошенничество в интернет-сети»

2-4

5-9

5.       

09.02.2024

«Азбука здорового питания»

«Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» (правовой час)

2-6

7-9

6.       

16.02.2024

«Девочки и мальчики – два разных мира»

Урок нравственности «Важность мира и согласия в социуме»

2-4

5-9

 

7.       

23.02.2024

 

 

«Герои живут рядом»

ШАГ «Я и Общество» Коллаж «Все профессии нужны, все профессии важны»

«Избирательное законодательство Республики Беларусь»

3-4

5-7

8-9

8.       

01.03.2024

«Труд красит человека»

"3 марта-Всемирный день дикой природы”

«Это может тебя разрушить» (1 марта – День борьбы с наркоманией)

2-4

5-7

8-9

9.       

15.03.2024

«Мы живём по Закону» (15 марта - День Конституции Республики Беларусь)

2-9

 

10.  

22.03.2024

 

 

«Безопасные каникулы»

ШАГ«Я и Природа» Акция «Мы с планетой дружим, мусор нам не нужен!»

Единый урок памяти «О чём звонят колокола Хатыни»

2-4

5-7

8-9

11.  

05.04.2024

 «Полезные завтраки»

«Пищевые привычки нового поколения: польза или вред?» (ко Всемирному дню здоровья – 7 апреля)

2-4

    5-9

12.  

12.04.2024

«Как нам научиться мириться, не злиться, и жить дружно»

«Праздник Святой Пасхи»

«Традиции и обряды белорусского народа»

2-4

5-7

8-9

13.  

19.04.2024

«Профориентационный маскарад»

«Под лежащий камень вода не течёт»

2-4

5-9

14.  

26.04.2024

 

«Чернобыль... Одного хватает слова»

ШАГ «Я и Культура» Интерактивная игра «Места на карте Беларуси, где я мечтаю побывать»

2-4,8-9

5-7

15.  

03.05.2024

«Победный «МАЙ»»

2-9

16.  

10.05.2024

«Семья – начало всех начал»

«Государственные символы Беларуси – герб, флаг, гимн»

2-4

5-9

17.  

17.05.2024

«Мы и Школа» (стенгазеты по итогам года)

«Мы делами прославим наш край родной» (19 мая – День пионерии)

«Итоги года. Наши успехи и достижения»»

2-4

5-8

 

9

18.  

24.05.2024

 

 

«Музеи, в которых я побывал и хочу побывать»

ШАГ «Я и Планета» «Я – гражданин Республики Беларусь»

«Соблюдение правил безопасности-обязанность каждого»

2-4

5-7

8-9

19.  

31.05.2024

«Школа безопасности»

 

2-8

свернуть

ТЕМАТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ЧАСОВ на второе полугодие 2023/2024 учебного года

развернуть

№ п/п

Дата проведения

Тематика информационного часа

Класс

1.       

11.01.2024

«Народнае свята - Каляды»

«ТОП 4: заповедники и национальные парки Республики Беларусь», посвящённый Всемирному дню заповедников и национальных парков (11 января)

2-4

5-9

2.       

18.01.2024

«Уроки безопасности. Общие правила безопасного поведения»

2-9

3.       

25.01.2024

«Как здорово быть аккуратным!»

«Газеты и журналы: с ними интересно»

ШАГ «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования)

2-4

5-7

8-9

4.       

01.02.2024

«Труд человека кормит, а лень – портит»

«Масленичные гулянья в Республике Беларусь»

2-6

7-9

5.       

08.02.2024

 «Дети суровой войны»

(08.02 День юного героя-антифашиста) 

2-9

6.       

15.02.2024

«Читаем строки о войне»

«Время выбрало вас, закружило в Афганской метели»

2-6

7-9

7.       

22.02.2024

 «Родная мова – крыніца натхнення» (21 лютага – Міжнародны дзень роднай мовы)

ШАГ «Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества» (о сотрудниках Вооруженных сил, Пограничной и Таможенной службы, МЧС)

3-7

 

8-9

8.       

29.02.2024

 «Права и обязанности учащегося»    

 «Выдающиеся личности белорусской земли»

2-4

5-9

9.       

07.03.2024

 Международный женский день. Как это было»

2-9

10.  

14.03.2024

 «Мама, я сам!» (о воспитании ответственности)

«Правила финансовой грамотности»

2-4

5-9

11.  

21.03.2024

«Поэзия - состояние души» (ко Всемирному Дню поэзии – 21 марта)

ШАГ «Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране» (о государственных деятелях, представителях органов государственного управления)

2-7

 

8-9

12.  

04.04.2024

 «Час детской книги»

«Лучшие друзья на свете – страны моей хорошие соседи» (ко Дню Единения Беларуси и России)

2-4

5-9

13.  

11.04.2024

«Помним ради будущего» (к Международному дню освобождения узников концлагерей -11 апреля)

2-9

14.  

18.04.2024

«По страницам республиканских СМИ»

«Рядом с современностью-прошлое» (к Международному дню памятников и исторических мест – 18 апреля)

2-6

7-9

15.  

25.04.2024

«Куда исчезает мусор?» (час открытий)

«Я в ответе за свои поступки»

ШАГ «Родина моя Беларусь в лицах. С заботой о здоровье» (о медицинских работниках)

2-4

5-7

 

8-9

16.  

02.05.2024

«Экологические и трудовые акции»

 

2-9

17.  

16.05.2024

«Душа и духовность в нас»

«Опасности, подстерегающие современных подростков» 

2-6

7-9

18.  

23.05.2024

«Об итогах уходящего года»

ШАГ «Родина моя Беларусь в лицах. Итоги»

2-7

8-9

19.  

30.05.2024

«Моя безопасность +Моё здоровье =Моя жизнь»

2-8

свернуть

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ЧАСОВ на первое полугодие 2023/2024 учебного года

развернуть
№ п/п
Дата проведения
Название
информационного часа
Класс
1 полугодие
      1.             
07.09.2023
“Дарога да святыняў друкаванага слова”
(посвященный Дню белорусской письменности)
2-9
      2.             
14.09.2023
Патриотический информационный час «17 сентября – День народного единства»
(информ-дайджест)
2-9
      3.             
21.09.2023
«Мы в мире спорта» (информ-дайджест)
2-4
 «По страницам II игр стран СНГ»
5-9
      4.             
28.09.2023
«Мир детям мира» (информация +)
2-4
«Понятие социальной защиты. Социальная политика государства» (информация +) 
5-7
«Школа активного гражданина» («ШАГ») «Родина моя Беларусь в лицах. От весёлых стартов до спортивных вершин» (о легендах и героях спорта, представителях профессий, связанных с физической культурой и спортом)
8-9
      5.             
05.10.2023
Видеопрезентация «От вас берём воспоминанья, а сердце оставляем вам» (ко Дню пожилого человека)
2-9
      6.             
12.10.2023
«Азбука финансов»
2-9
      7.             
19.10.2023
«Дети Беларуси: традиции и будущее» (информация +)
2-4
Диспут «Чем живёт Беларусь: новости политики, экономики, культуры и спорта»
5-9
      8.             
26.10.2023
«Об ответственности и хороших поступках»
2-4
«Беларусь туристическая»
5-7
«Школа активного гражданина» («ШАГ») «Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал» (о роли родителей в создании условий для разностороннего развития детей, значении семьи и семейного воспитания)
8-9
      9.             
09.11.2023
Обзорный информационный час, посвященный Всемирному дню информации «Детские СМИ»
2-4
Информационный час. Диспут «Права и обязанности детей в Республике Беларусь» (ко Всемирному дню ребёнка)
5-9
  10.             
16.11.2023
«Экономь и береги» (информация +)
2-4
«Основные направления в области энергосбережения Беларуси» (информация +)
5-7
  11.             
23.11.2023
«Безопасная дорога»
2-4
«Беларусь – толерантная страна» (информация +)
5-9
  12.             
30.11.2023
Информационный час «Итоги ноября. Мои успехи и неудачи»
2-7
«Школа активного гражданина» («ШАГ») «Родина моя Беларусь в лицах. В этой красе величавой есть доля труда моего» (о тружениках промышленности и сельского хозяйства)
8-9
  13.             
07.12.2023
«В мире информации» (обзор прессы)
2-4
«Быть равным среди равных» (к Международному дню прав человека – 10.12.)
5-9
  14.             
14.12.2023
«Итоги полугодия. Наши успехи и достижения»
2-4, 8-9
«Мы в современном  медиа пространстве»  (обзор прессы)
5-7
  15.             
21.12.2023
Информационный час «Наши традиции: республиканская благотворительная акция «Наши дети» (информационный журнал)
2-4
Информационный час «Итоги полугодия. Наши успехи и достижения»
5-7
Школа активного гражданина» («ШАГ») «Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного» (о деятелях культуры и искусства)
8-9
свернуть

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

развернуть


АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования1.

______________________________

1 Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка».

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка2.

______________________________

2 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности3.

______________________________

3 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

  1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

  1. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  2. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.4.

______________________________

4 Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные Министерством внутренних дел Республики Беларусь 12.12.2017.

  1. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1–4 настоящего алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными Министром образования Республики Беларусь 14.12.2017, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования5.

______________________________

5 Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «Об оказании психологической помощи».

 

свернуть

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ на первое полугодие 2023/2024 учебного года

подробнее...

Алгоритм работы классных руководителей в социальных сетях, сети Интернет по выявлению деструктивных явлений среди несовершеннолетних учащихся

подробнее...