Консультации для родителей

Кризисные ситуации в жизни подростка. Как помочь.

развернуть

Кризисные ситуации в жизни подростка. Как помочь.

У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:

Любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая.

Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка

Например:

  • несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;
  • ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
  • травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
  • тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);
  • разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;
  • неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).

Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями:

  1. импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);
  2. перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);
  3. агрессивное поведение, раздражительность;
  4. неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;
  5. нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;
  6. самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;
  7. тревожность и подавленность, частое плохое настроение.

Если ребенок находится длительное время в кризисном состоянии, то может возникнуть депрессия. Как же ее распознать?

Признаки депрессивных реакций у подростков

  1. Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
  2. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
  3. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
  4. Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
  5. Вялость, хроническая усталость.
  6. Грустное настроение или повышенная раздражительность.  Идеи собственной малоценности, никчемности.
  7. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
  8. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.

Если кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки).

Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно. Насторожить взрослого могут следующие признаки в психологическом состоянии и поведении ребёнка.

 

 

 

Вопросы родителю для прояснения состояния ребёнка

Признаки возможного наличия суицидальных мыслей у подростка.

Напротив каждого ответа нужно поставить Да или Нет.

  1. Эмоции
  2. У ребёнка большую часть времени устойчиво сниженный фон настроения от подавленности до раздражения.
  3. Вы наблюдаете у ребёнка высокий уровень тревоги. Насторожить родителей должны постоянное беспокойство ребенка, его повышенная тревожность, возможный интенсивный страх, ожидание беды.
  4. Переживания
  5. Переживания брошенности, ненужности, одиночества (например, ребёнок говорит: «Всем было бы лучше, если бы меня не было. Я всем приношу только вред»).
  6. Чувство вины. Подросток допускает самоуничижительные высказывания, «копается» в себе, обвиняет себя в неудачах, неприятностях, проблемах.
  7. Высказывается негативно о своей личности, окружающем мире и будущем: потеря перспективы будущего.
  8. Подросток заводит разговоры о бессмысленности жизни, о смерти. Задаёт вопросы родителям «А как бы вы жили, если бы я не родился?», «А как вы будете жить, если меня не будет?»

III. Ощущения в теле

  1. «Душевная боль». Чувство тяжести за грудиной – «душа болит». Она приносит реальные физические страдания, чаще наблюдается при подавленности, отчаянии.
  2. Поведение
  3. Поисковые запросы в интернете и публикации на страницах в соцсетях на тему смерти, суицида, брошенности, непонятости указывают на то, что мысли о причинении себе вреда могут занимать ум ребенка.
  4. Демонстрирует необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых).
  5. Подросток символически прощается со своим окружением –  просит у всех прощения, раздаривает вещи, особенно субъективно значимые для него.

 

Интерпретация: Если присутствуют хотя бы два ответа «да», есть вероятность того, что ребёнок имеет суицидальные мысли; в таком случае НУЖНО ПОГОВОРИТЬ С НИМ, чтобы прояснить его намерения и оказать эмоциональную поддержку, а также незамедлительно обратиться за помощью к врачу-психотерапевту.

Что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:

  • Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком;
  • Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
  • Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
  • Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
  • Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
  • Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях (см. в книге О.В. Вихристюк «Что нужно знать родителям о подростковых суицидах?»).
  • При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации)

       Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться  с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.

      Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Например, в большинстве случаев завершенных подростковых суицидов родители отмечали, что у ребёнка был грустный голос или он пришёл из школы заплаканный, но они не придали этому должного значения. Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело (подробнее см. у Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»).

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии

— Успокоиться самому.

— Уделить всё внимание ребёнку.

— Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

— Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.

—Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки:

Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»

Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»

Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии:

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?…».  НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»
  2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным…», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
  3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
  4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
  5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок…», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
  6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»

        Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к психотерапевту или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.

И помните:

  1. То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.
  2. У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации.
  3. Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним. Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.
свернуть

Сексуальное насилие

развернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия       со взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Родители! Обратите внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему:

  • Внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
  • Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
  • Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
  • Ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы; Прогулы занятий в учреждении образования, внезапное изменение успеваемости.

Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя»:

  1. Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
  • Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и др. нелюдные места.
  • Нельзя садиться в чужую машину.
  • Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
  1. Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки, понимания.

Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской). 

 Во всех областях Республики и в г. Минске создала и функционирует служба «Экстренной психологической помощи» по «Телефонам доверия». Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.

НОМЕРА ТЕЛЕФОНОВ СЛУЖБЫ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ:

г. Полоцк: 80214 – 77-22-20 с 8.00 до 20.00. 80214-49-80-32 с 20.00 до 8.00 в выходные и праздничные дни.

Брестская область: г.Брест 80162 25-57-27 (круглосуточно)

Витебская область: г.Витебск 80212 61-60-60 (круглосуточно)

Гомельская область: г.Гомель 80232 31-51-61 (круглосуточно)

Гродненская область: 80152 39-83-31, 80152 39-83-28 (круглосуточно)

Могилевская область: г.Могилев 80222 71-11-61 (круглосуточно)

г.Минск: для взрослых – 8017 352-44-44 (круглосуточно), 8017 304-43-70 (круглосуточно)

для детей – 8017 263-03-03 (круглосуточно), 8-801-100-16-11 (круглосуточно) Республиканская «Детская телефонная линия»

 Минская область: 8017 270-24-01 (круглосуточно), 8029 899-04-01 (круглосуточно).

свернуть

Трезвость в семье – залог успешного воспитания

развернуть

Сегодня мы поговорим о проблеме алкоголизации семей, а так же трезвости, как норме для процесса успешного воспитания подрастающего ребёнка.

С сарказмом о проблеме алкоголизма и причинах выпить английский поэт Роберт Бёрнс говорил в своё время следующее:

Для пьянства есть такие поводы:

поминки, праздник, встреча, проводы,

крестины, свадьбы и развод,

мороз, охота, Новый год,

выздоровление, новоселье,

печаль, раскаянье, веселье,

успех, награда, новый чин,

и просто пьянство – без причин.

А ведь пьяницами не рождаются. Откуда же они берутся?

Мне не раз приходилось наблюдать такую картину: во время различных застолий со спиртными напитками дети устраивали свои «застолья» и, копируя взрослых, «понарошку» наливали себе вино, чокались стаканчиками и пили. Через некоторое время кто-то из детей шёл, пошатываясь, имитируя походку пьяных. Взрослые, наблюдавшие эту сцену, смеялись.

А так ли это смешно и безобидно?

Можно со всей очевидностью сказать, что этот пример неправильного, даже преступного поведения родителей, поведения, которое фможет пагубно отразиться на будущем детей.

Общеизвестен тот факт, что дети до 6 лет полностью копируют взрослых и впитывают как губка все, что происходит в семье. Для ребёнка именно семья является авторитетом. И когда в семье приём спиртных напитков от детей не скрывается, а в их присутствии произносятся фразы такие, как: «я так устал, хочу выпить, расслабиться», либо «давай позовем друзей, попьём пиво» и т.д., то у ребенка формируется мнение, что алкоголь в самом деле незаменимая в жизни вещь. Спустя несколько лет мы получаем взрослого юношу или девушку, у которых сформировано мнение о положительном действии спиртного.

Но следует задуматься вот о чём! ...Разве не в алкогольном угаре совершается 90 процентов всех преступлений? Именно выпившие люди начинают выяснять отношения по пустяковому поводу с помощью кулаков и ругани. Именно алкоголь зачастую становится причиной измен, пьяного бреда ревности, часто приводит к насилию в семье. Алкоголь разрушает нравственный и духовный мир человека. Он причина практически всех бед в жизни человека.

А теперь давайте разберёмся в значении для семейной жизни трезвости.

  1. Трез­вая жизнь яв­ля­ет­ся не­от­де­ли­мым спут­ни­ком бла­го­сос­тоя­ния и дос­тат­ка се­мьи. До­маш­няя жизнь трезвой семьи не­воль­но за­ста­вит вас об­ра­тить на се­бя вни­ма­ние. Во всем до­ме ца­рят по­ря­док, уют, оп­рят­ность, дос­та­ток.
  2. Трез­вая жизнь слу­жит на­деж­ным за­ло­гом здо­ро­вья се­мьи. В трезвой семье все члены здоровы или болеют крайне редко. Никто не жалуется на упадок сил. Все сыты, обуты и одеты, живут в теплом здоровом помещении.
  3. Трез­вость соз­да­ет сча­ст­ли­вую се­мей­ную жизнь и вы­ра­щи­ва­ет трез­вен­ное мо­ло­дое по­ко­ле­ние. Ес­ли вы по­глуб­же вгля­ди­тесь в се­мей­ную жизнь трез­во­го че­ло­ве­ка, то най­де­те, что она про­ник­ну­та вза­им­ной лю­бо­вью и обо­юд­ным ува­же­ни­ем чле­нов се­мьи. Нет здесь ни по­бо­ев, ни бра­ни, ни уп­ре­ков, что так обыч­но в се­мье пья­ни­цы. В та­кой се­мье и де­ти вы­рас­та­ют трез­вые, по­слуш­ные и с ма­лых лет го­то­вые по­мо­гать от­цу и ма­те­ри. Они ис­прав­но по­се­ща­ют шко­лу и, па­мя­туя на­каз от­ца, из­бе­га­ют дур­но­го то­ва­ри­ще­ст­ва.
  4. Трезвость как условие успешной работы. Мы уже зна­ем, что спирт­ные на­пит­ки умень­ша­ют тру­до­спо­соб­ность че­ло­ве­ка, уве­ли­чи­ва­ют утом­ляе­мость его сил, ухуд­ша­ют ка­че­ст­во ра­бо­ты и умень­ша­ют за­ра­бо­ток. Та­ким об­ра­зом, трез­вость не­воль­но яв­ля­ет­ся не­от­де­ли­мым спут­ни­ком и не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем ус­пеш­ной ра­бо­ты, так как уве­ли­чи­ва­ет, улуч­ша­ет и удо­ро­жа­ет вся­кий труд. Трез­вен­ник го­раз­до боль­ше за­бо­тит­ся о сво­ем де­ле, чем лю­бой пья­ни­ца. Трез­вость за­стра­хо­вы­ва­ет че­ло­ве­ка от без­де­лья, штра­фов, про­гу­лов и по­хмель­ных дней. Ре­же с ним - уве­чья, ре­же он и бо­ле­ет. Трез­вен­ник не тра­тит тру­до­вых де­нег на по­куп­ку ал­ко­голь­ных на­пит­ков, по­это­му и не зна­ет убыт­ков, свя­зан­ных с их по­треб­ле­ни­ем... Мож­но ви­деть, как у трез­во­го че­ло­ве­ка ко­пей­ка руб­ли бе­ре­жет.

Ребёнок в алкогольной семье волей-неволей оказывается втянутым в решение семейных проблем и вместе со взрослыми несёт груз ответственности за то, что происходит дома. Всё это не может не отразиться на особенностях его мировосприятия, чувств и поведения.

Поэтому, уважаемые родители, посмотрите ещё раз на своих детей внимательно, проанализируйте своё поведение и сделайте всё, чтобы у них было трезвое здоровое будущее!

свернуть

Гигиена в доме

развернуть

Большую часть своей жизни человек проводит у себя в доме или квартире. Встречи с друзьями и родственниками, по большей вероятности, проходят дома. Некоторые, даже, работают на дому. И поэтому, необходимо соблюдать определённую гигиену жилища, чтобы обеспечить здоровье и благополучие в семье. В доме всегда должно быть тепло, светло, уютно и чисто. Особенно тщательно нужно следить за чистотой, если у вас есть маленький ребёнок.

Гигиена жилища должна обеспечивать достаточное количество солнечного света. Чтобы обеспечить полное проникновение солнечных лучей, не нужно на подоконники ставить слишком много комнатных растений или других предметов, которые будут препятствовать солнечному свету. Зашторивать окна следует только вечером, днём это ни к чему. Почаще протирайте окна от пыли, так как загрязнённые стёкла не пропускают половины солнечного света.

Проветривание – неотъемлемая часть в гигиене вашего дома. Если не обеспечивать доступ свежего воздуха в помещение, происходит большой расход кислорода, из-за чего появляются головные боли и усталость. Поэтому, проветривать жилище следует несколько раз за день, не зависимо от того, какая на улице погода. В идеале, открывать окна или форточки нужно три-четыре раза в день минут на пятнадцать. В летнее время, во время сильной жары, проветривать помещение следует утром до восхода солнца и вечером после его захода, чтобы наполнить жилище прохладным воздухом. На ночь можно оставлять форточку открытой, для лучшего сна.

Температура в доме не должна быть выше двадцати двух градусов по Цельсию, так как наиболее комфортной температурой для организма человека считается 18-22 градуса, что не позволяет перегреться или переохладиться.

Полы требуют особого внимания, так как это самая загрязняемая часть в жилище. Поэтому, ежедневно, проводите влажную уборку. Мыть полы рекомендуется повсюду, даже под диванами, креслами, шкафами и кроватями, так как там наиболее часто скапливается пыль. Если у вас есть ковры, будь то настенные или напольные, то их следует каждый день пылесосить. Протирать пыль с остальных поверхностей, таких как шкафы или тумбочки, тоже желательно ежедневно и влажной тряпкой.

Несомненно, по приходу домой, не забывайте переобуваться и переодеваться в чистую домашнюю одежду, а уличную обувь мыть или протирать влажной тряпкой. Не храните долго грязные вещи, во избежание неприятного запаха и размножения микробов. Сейчас нет ничего легче, чем загрузить стиральную машину и, пусть она стирает.

Соблюдение чистоты и гигиены на кухне является залогом здоровья. Ведь на этой территории происходит приготовление пищи. Перед готовкой, рекомендуется протирать все рабочие поверхности и споласкивать всю необходимую посуду под струей воды. Грязную посуду мойте сразу же после использования, чтобы не развелись микробы. Раз в месяц, все кухонные принадлежности желательно кипятить. Раковину очищайте каждый раз, как пользовались ею, так как на кухне это самое загрязняемое место, в котором моют посуду, фрукты, овощи, мясо, рыбу и другие продукты.

Гигиена туалета и ванной комнаты должна проходить тоже ежедневно. Унитаз - настоящий источник размножения микробов и бактерий. Хорошо подойдут специальные средства для их уничтожения при ежедневной уборке. Ванную комнату мойте после каждого приема душа или ванны и, почаще, проветривайте её, чтобы воздух был не прелым.

Не зависимо от того, где вы живете, в квартире, доме или на даче, в деревне или в городе, соблюдение гигиены и чистоты в вашем доме должно быть вашим главным правилом. Ведь нет ничего лучше, чем придя с работы, ощущать тепло и уют родного очага.

свернуть

Влияние алкоголизма матери на ребенка

развернуть

В семье, где пьют родители или хотя бы один из них, дети получают неправильное восприятие мира, себя и семейных ценностей. И даже если не по всем из них можно определить, что в семье творится неладное, каждый получает свою порцию проблем. Некоторые дети из пьющих семей выглядят вполне опрятно и ухожено, возможно, за ними присматривают другие родственники или у родителей случаются «проблески» сознания. Но даже такие дети видят, что творится в кругу семьи.

        Если у родителей считается нормальным поведением ежедневные застолья, то и ребенок, выросший в такой семье, будет считать, что так и нужно жить. Вполне вероятно, что уже в подростковом возрасте он составит компанию своим родителям или будет выпивать со своими сверстниками.             Дети, которые растут в абсолютно неблагополучной семье, где за ними не присматривают, нормально не одевают, не кормят, не воспитывают, считают, что в пьянстве родителей виноваты только они. Выбирая такую тактику поведения, эти дети могут всю жизнь играть роль «жертвы». Часто такие дети воспитываются улицей и приобретают весьма некультурные привычки. Попрошайничают, чтобы добыть пропитание; плохо учатся и вследствие этого могут остаться без надлежащего образования, а значит, не смогут стать полноценными членами общества и вполне могут остаться просто на улице, побираясь всю оставшуюся жизнь.

       Дети, которые были зачаты родителями-алкоголиками кроме проблем с психикой, могут иметь и физические отклонения. Так, это могут быть недоношенность или мертворожденные дети, нарушения вегетососудистой функции, врожденные пороки вроде «волчьей пасти» или «заячьей губы», плохое развитие мускулатуры или двигательного аппарата. Более того, такие дети намного чаще страдают различными нервными расстройствами, бесконтрольными приступами плача, истерики и так далее. В несколько раз чаще детям, рожденным в семьях алкоголиков ставят диагноз - СВЧД. Кроме всего этого, на свет могут появиться дети с синдромом «Дауна» или поражением центральной нервной системы. Впоследствии такие дети плохо учатся в школе, конфликтуют со сверстниками и учителями. Им трудно социализироваться в обществе, заводить друзей, строить собственную семью.

       Так как детская психика очень восприимчива, дети винят в алкоголизме родителей себя. Считают, что мать или отец пьет из-за того, что это ребенок у них плохой. Такой ребенок старается сглаживать конфликты во время пьяной агрессии в семье, заступается за мать, если отец поднимает на нее руку. Но при этом всем, во всех проблемах винит только себя. Если такой ребенок вырос, то в подростковом возрасте у него могут быть две системы поведения. Он либо откажется от алкоголя, либо тоже начнет его употреблять. Как правило, если у ребенка в период жизни с родителями, которые пили, был хоть один адекватный родственник, например, бабушка, которая за ним ухаживала. То такой ребенок может вырасти с отвращением к алкоголю. Он будет хорошо учиться, чтобы поступить в университет и стать «большим» человеком, выйти в люди и не повторить судьбу родителей. Но если он растет в семье, где происходят ежедневные пьяные застолья, с большой долей вероятности, такой ребенок перенесет поведение родителей и во взрослую жизнь. Еще подростком такие дети стараются чаще уходить из дома на улицу, где встречают таких же «бедолаг». Там они начинают понимать, что спиртное действительно помогает снять стресс, во время приема ребенок на время станет забывать о домашних проблемах. И если ему это понравится, велика вероятность, что за пару лет он станет человеком с алкогольной зависимостью. И если взрослому, которому эта привычка мешает жить, можно обратиться за помощью к наркологу, то подросток скорее всего пустит проблему на самотек.

        Алкоголизм родителей в любом случае не пройдет бесследно для ребенка. И даже если он не повторит их судьбы, он пронесет через всю свою жизнь воспоминания о детстве, что абсолютно точно отразится на характере, поведении и личности. Перед тем, как в очередной раз покупать себе спиртосодержащие напитки, задумайтесь, насколько плохо будет вашему ребенку видеть вас в нетрезвом состоянии. И если есть возможность все исправить, необходимо ей воспользоваться во благо подрастающему поколению.

         Общеизвестен тот факт, что дети до 6 лет полностью копируют взрослых и впи­тывают как губка все, что происходит в семье. И когда на приёме сидят родители, которые не испытывали от алкоголя проблем, но к наркологу привели спивающегося сына или дочь, мы начинаем расспрашивать о том, как рос ребенок, что видел, что слышал. И прослеживается ряд ошибок, допускаемых родителями. Дело в том, что для маленького ребёнка именно его семья является авторитетом. И когда в семье приём спиртных напитков от детей не скрывается, а в их присутствии произносятся фразы такие, как: «я так устал, хочу выпить, расслабиться», либо «давай позовем друзей, попьём пиво» и т.д., то у ребенка формируется мнение, что алкоголь, в самом деле, незаменимая в жизни вещь. Из таких на первый взгляд безобидных фраз ребёнок или подросток выносит для себя определённую информацию: алкоголь — это хорошо (значит, чем больше, тем лучше), ради него стоит собираться с друзьями; если на душе горе или радость, — алкоголь всегда поможет.

         Родители должны стремиться к тому, чтобы в семейных торжествах ребенок видел именно радость общения друзей, чтобы научился переживать печальные минуты в жизни независимо от наличия алкоголя. И если Вы хотите уберечь своего ребенка от алкоголизма, начните с себя. Ведь Ваш малыш возьмет с собой в будущее эталоны поведения семьи в горе и в радости.

         Намного сложнее обстоит дело с подростками, которые с детства растут в семье, где один из родителей страдает алкоголизмом. Такие дети с пелёнок находятся в неблагополучной семейной обстановке, впитывая в себе эталоны поведения алкоголика. И они наверняка получили в наследство предрасположенность к развитию алко­голизма.

         Конечно же, нельзя утверждать, что такие дети в 100 % случаев будут страдать алкоголизмом, но риск раз­вития заболевания у них выше. Есть несколько советов специалистов для родителей, желающих наслаждаться общением со своим ребенком не только в младенчестве, но и наблюдая его зрелую жизнь.

Совет 1. Сделайте все, чтобы Ваш малыш до 5-6 лет не видел спиртного в доме.

Совет 2. Если ребенок постарше и наблюдает в Вашей семье застолье, он должен прочувствовать, что тёплая и весёлая атмосфера за столом оттого, что людям нравится друг с другом общаться, и что атмосфера в компании ничуть не меняется, если за столом нет спиртных напитков.

Совет З. Ни под каким предлогом не разрешайте приём даже слабых спиртных напитков до 16—17 лет, то есть до того возраста, когда можно говорить об окончании формирования печени.

Совет 4. Если у Вас в семье есть явные примеры страдающих хроническим алкоголизмом, проведите с ребенком ряд доверительных бесед о том, чего именно он должен опасаться в жизни.

Совет 5. Когда Ваш сын или Ваша дочь подрастут, поговорите с ними о культуре приёма спиртных напитков:

-желательно, чтобы на питейном столе присутствовал лимон, так как находящаяся в нём аскорбиновая кис­лота будет стимулировать печень к быстрейшей переработке алкоголя;

-не забывать о приеме пищи, так как еда будет связывать алкоголь, не позволяя ему быстро всасываться;

- между выпиваемыми дозами нужно соблюдать достаточный временной промежуток, чтобы не пропустить момент, когда выпито уже достаточно и прием спиртных напитков нужно прекратить;

-не следует употреблять вперемешку различные спиртные напитки.

Совет 6. Желательно, чтобы первая алкоголизация Вашего ребенка, конечно достигшего 16-17 лет, произошла в Вашем присутствии, когда Вы сможете подсказать ему все тонкости общения со спиртными напитками.

И главное, объясните своему повзрослевшему ребенку, что он должен сам следить за выпиваемой дозой. Если количество употребляемых спиртных напитков от раза к разу неуклонно растет, нужно остановиться и сделать длительный перерыв в приеме алкоголя (2—4 месяца), так как это тревожный признак начинающегося заболевания.

Если Ваш сын или дочь таким образом будут относиться к своему здоровью, то нет сомнения, что, несмотря на имеющуюся генетическую предрасположенность, проблемы, связанные с алкоголем, будут сведены до минимума.

 

свернуть

В здоровой семье – здоровые дети

развернуть

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью. Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребёнку с детства в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Здоровый образ жизни служит укреплению всей семьи. Ребёнок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребёнка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Рассмотрим основные компоненты  здоровья, позволяющие при правильном использовании оставаться нашим детям здоровыми и жизнерадостными до глубокой старости.

Соблюдение режима дня. Режим дня - это чередование различных видов деятельности, отдыха, сна, питания, пребывания на воздухе, которое должно соответствовать возрастным особенностям детей. Домашний режим в выходные должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок не следует нарушать без серьезной причины. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его.

Правильное питание. Питание должно снабжать организм ребёнка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности. Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов. Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов. Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи.

Оптимальный двигательный режим в семье. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность детей создает предпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни.

Закаливание - одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания - приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде. Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы - воздух, вода, солнце. Виды закаливания: Умывание - самый доступный в быту способ, следует начинать с теплой воды, постепенно снижая температуру. Ножные ванны - действенный способ закаливания, поскольку  ноги наиболее чувствительны к охлаждению. Прогулки на свежем воздухе - можно использовать велосипед, ролики.

Соблюдение личной гигиены. Гигиеническое воспитание дошкольников - это часть всеобщего воспитания ребёнка. Такое воспитание в большинстве случаев строят, учитывая формирование условных рефлексов у ребенка. В этом случае, очень важная роль отводится родителям, ведь дети подражают взрослым. Именно поэтому правильное гигиеническое воспитание будет эффективно только в том случае, если взрослые из ближайшего окружения ребенка своим поведением будут их подкреплять. Гигиеническое воспитание дошкольников, очень ответственный этап в развитии и становлении ребёнка как личности. Ведь на этом этапе закладываются основы для существования ребёнка в социуме.

Положительные эмоции. Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье. Вспомните, стоит нам улыбнуться - сразу становится легче, нахмуриться – подкрадывается грусть. Нахмурились - начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись - помогли другому гормону - эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. Ведь один и тот же факт в одном случае способен быть незаметным для нас, а в другом - вызовет гнев, испортит настроение. А ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка.

Отказ от вредных привычек в семье. Прежде всего, необходимо отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий. Регулярные физические упражнения, рациональное питание в большой степени способствуют преодолению вредных привычек.

свернуть

Безопасность детей – в наших руках

развернуть

Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый уверен, что его-то сообразительный малыш под колесами автомобиля уж точно не окажется. Но если ребенок вовремя не пришел домой, родители начинают волноваться: « все ли благополучно?», придумывая различные варианты развития событий, судорожно обзванивая друзей и знакомых, с которыми, возможно находится их дитя. Только бы ничего не случилось! Это извечная человеческая боязнь случая в наше время и обоснована она тем, что вот уже несколько десятков лет несчастные случаи, как угроза здоровью и жизни ребенка, опережают болезни.

     В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком, погулять, научить читать или рисовать, определить его в спортивные секции, во всевозможные кружки, но редко находят пять минут в день, полчаса в неделю, чтобы научить ребенка избегать несчастного случая, особенно на улице.

    Достаточно изучить «истории болезней» детей, пострадавших от травм, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия, побеседовать с врачом — хирургом или травматологом, чтобы понять простую истину: Из каждых двадцати случаев девятнадцать, оказывается, типичны, — часто повторяются, возникают в одних и тех же стандартных ситуациях, число которых не так уж велико. Ситуации эти можно знать, а поведению в них — научить. А значит, несчастье можно предотвратить! Главным в воспитании законопослушного гражданина (в том числе и как участника дорожного движения) для родителей должен быть принцип «Делай, как я». Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного движения, он должен не просто их знать — у него должен сформироваться навык безопасного поведения на дороге. Даже если вы опаздываете, все равно переходите дорогу там, где это разрешено Правилами; в собственном автомобиле соблюдайте скоростной режим; пристегивайтесь ремнями безопасности и не позволяйте находиться детям до 12 лет на переднем сиденье. Наглядный пример родителей будет куда эффективнее, чем сотни раз повторенные слова «не ходи на красный свет».

Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и внимательными! Знайте, если Вы нарушаете Правила дорожного движения, ваш ребенок будет поступать так же!

   Помните, что вы становитесь участником дорожного движения не с проезжей части улиц, а с тротуара. Поэтому отправляясь в детский сад или школу с малышом, объясните ему, что нужно быть внимательным с первых же шагов, выходя из подъезда дома. Пройдите с ним весь путь и старайтесь показывать наиболее опасные участки на дороге. Укажите на опасности, которые возникают при посадке в общественный транспорт и, особенно, при высадке из автобуса или троллейбуса.

   Научите своих детей правилам безопасного перехода проезжей части дороги! Вместе обсуждайте наиболее безопасные пути движения, ежедневно напоминайте ребенку: ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПЕРЕЙТИ ДОРОГУ – УБЕДИСЬ В БЕЗОПАСНОСТИ!

   Объясните ребенку, что остановить автомобиль сразу – невозможно! Научите детей тому, что переходить дорогу из – за стоящего транспорта опасно для жизни! Учите предвидеть скрытую опасность! Чтобы правильно выстроить процесс обучения, необходимо учитывать психологические и возрастные особенности детей. Обычно вы заняты своими делами, у вас много хлопот, вы всегда испытываете нехватку времени. И все-таки… несмотря на свои заботы, вечную спешку, помните о тех, кому нужна ваша помощь, совет, ваша опека – о детях.

Посвятите отдельную прогулку правилам перехода через дорогу: проверьте, правильно ли ваш ребенок их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки.

    Пройдите вместе с ребенком по привычному для него маршруту в школу и обратно. Поговорите о том, почему очень важно ходить одной и той же дорогой. Обратите внимание ребенка на все опасности и скрытые «ловушки», которые могут подстерегать его на пути, продумайте маршрут так, чтобы он стал более безопасным.

свернуть