Консультации для несовершеннолетних

Как защитится от буллинга в школе

развернуть

Всем нам хочется жить дружно, улыбаться и помогать друг другу. Но реальность жизни в коллективе далека от этой радужной картинки. А тем более если это коллектив детей или подростков.

- Почему возникает буллинг?

- Можно ли быть к нему готовым?

- И что делать, если стал участником или свидетелем травли?

Чем буллинг отличается от других видов конфликтов?

Буллинг по определению процесс систематический, повторяющийся - это первое. А второе: при буллинге обычно “большинство против меньшинства” или “несколько против одного”. Психологи выделяют много разных причин травли. Есть даже эволюционная теория, согласно которой это один из способ коммуникации в группе, когда существует необходимость объединяться с другими людьми.

Но нас интересуют прежде всего социально-психологические причины буллинга. Согласно им, травля возникает в средах, которые этому способствуют. Буллингу способствует не поведение отдельных людей, а именно то, как устроены некоторые группы или сообщества. Например, им характерна жесткая конкуренция, отсутствие четких правил и норм или необязательность их соблюдения, непрозрачность коммуникации, невозможность выражения эмоций и прямой коммуникации.

Вместе с этим, конфликт “личность-группа” - это вполне нормальный процесс. То есть нормально, если группа выражает недовольство отдельному человеку (и наоборот).

Буллинг начинается там, где происходит именно систематическая травля, нарушение психологических, эмоциональных, физических границ одного человека со стороны большинства.

Почему люди занимаются буллингом? Какие для этого могут быть мотивы?

Не существует исчерпывающего списка причин. Из достаточно частых: отсутствие развитых коммуникативных навыков. Буллинг зарождается там, где есть какое-то недовольство, конфликт, эмоции (злость, обида, раздражение), которые не удается выразить в коммуникации.

Также буллинг сильно подпитывается неуверенностью. Чаще всего травлю совершают люди, которые не очень уверены в себе, потому что у них отсутствуют другие способы решения проблем.

Почему к травле присоединяются другие? Иногда просто от незнания или непонимания, что происходит что-то плохое и неправильное. Часто участникам этой группы страшно, что если они не будут буллить, то это будет происходить по отношению к ним. Часто присоединяются, потому что это дает почувствовать свою силу, свою правоту (как и вообще это работает с принадлежностью к группе).

 

Что делать, если стал объектом буллинга?

Во-первых, самое важное - не стесняться обращаться за помощью! Это один из самых простых и одновременно самых сложных шагов. К кому именно обращаться? Да к кому угодно! К родителям, старшим братьям/сестрам, учителю, психологу, вожатому в лагере… любому взрослому. Важно не оставаться с этим в одиночестве. Подросткам и детям совершенно необходима помощь совершеннолетних, даже если кажется вначале, что они не верят или обесценивают переживания жертвы. Есть также горячая линия и организации, которые занимаются буллингом.

Важно, что вопрос буллинга не должен решаться на уровне отдельных людей, потому что это может превратиться в большой конфликт и ответный буллинг, драки и физические травмы.

Как не стать одним из тех, кто издевается над другими?

Очень сложный вопрос. Многие (да почти все) взрослые могут вспомнить, как в детстве были участниками или свидетелями буллинга. С разной степенью агрессивности.

Я помню мальчика, учившегося вместе со мной в начальной школе - мы всем классом его как минимум высмеивали. Сейчас мне неприятно об этом вспоминать, но такое случается очень часто.

Само знание того, что такое травля, уже многое дает ребенку. Зная признаки буллинга, он сможет вовремя заметить, что конфликт перешел на уровень оскорблений, психологических и физических нарушений границ (например, копирование переписки и выкладывание фотографий в открытый доступ). Хотя иногда людям кажется, что они не делают ничего особенного.

Если ребенок вдруг обнаружил, что он стал участником группы, которая издевается над другим ребенком, это не повод “шеймить” себя и ставить на себе крест. Всегда можно остановиться, пересмотреть свои действия и обратиться за помощью, чтобы что-то исправить.

Когда мы становимся свидетелями буллинга, нам становится страшно, что если мы не присоединимся, нас также будут высмеивать. И опять же, в такой ситуации лучше всего обратится за помощью и поговорить с взрослыми о том, что происходит. При этом держаться в стороне, не присоединяться и по возможности стараться оказывать поддержку жертвам буллинга.

Что делать, если стал свидетелем буллинга? И почему быть свидетелем - тоже очень опасно для психики?

Буллинг - это ситуация, которая вредит всем участникам. От него страдают и жертвы, и свидетели, и агрессор, и его помощники. Негативные последствия настигнут всех. Но что происходит именно со свидетелями? Они оказываются в состоянии, близком к выученной беспомощности. Появляется страх и неуверенность в своих силах, сомнения в справедливости и правильном устройстве мира, в том, что возможно безопасное взаимодействие. Эти переживания очень сложны. Что делать?

Очень важно попробовать заступиться за жертву. Я не говорю о ситуации угрозы своему здоровью. Скорее, это типичная школьная ситуация, когда, например, отбирают учебник или пенал. Когда это перестает быть игрой, можно попросить отдать пенал, перестать издеваться.

 

Короче, четко обозначить свое мнение и показать, что вы не поддерживаете происходящее.   Это не только важная поддержка для жертвы буллинга, но и действенный инструмент, который часто останавливает тех, кто совершает травлю. И, наконец, это очень важный акт для самого свидетеля.

Кстати, в чем еще проявляется сила свидетеля? Когда конфликт выходит за пределы коллектива и к нему подключаются взрослые, то к свидетелю, как правило, больше прислушиваются, чем к самой жертве, которая часто ощущает на себе предвзятое отношение (“может быть, ты сам виноват!”).

Старшеклассники могут инициировать разговор с классным руководителем, психологом. Ведь всем нам хочется быть хорошими и жить в сообществах, где никто не обижает друг друга.

Как реагировать и что делать родителям?

Алгоритм действий довольно объемный и требует настойчивости и порой знаний юридических аспектов проблемы. Например, школа по закону обязана решать вопросы с буллингом, должна принимать меры. Так что вполне логично обратиться к учителю, если ваш ребенок подвергается травле. Но, к сожалению, школа далеко не всегда умеет реагировать на это. Потому что важно не наказание обидчиков, а решение вопроса на системном уровне. А именно:

  • выработка правил взаимодействия в школе
  • обучение педагогов работе с травлей (осознанность, выстраивание коммуникации в коллективе, четкие правила в классе)

Далее - родителям важно поддержать своего ребенка. Да, ситуации бывают неоднозначные (да почти все они такие), но ребенку все равно нужна поддержка, даже если он где-то ошибся.

Есть очень уязвимая группа - это родители детей, которые сами совершают буллинг. Когда взрослые узнают, что их ребенок - автор буллинга, для них это очень болезненное переживание. В попытке защититься от этого родители сами нередко проявляют агрессию, стараясь объяснить, что их ребенок этого не делал. Иногда родителям тоже нужно обратиться за помощью к психологу, в администрацию школы, в соответствующие фонды и организации. К сожалению, приходится говорить, что в ситуации буллинга очень важно максимально документировать все, что происходит. Сохраняйте фото, видео, скриншоты переписок в чатах, разные заявления и прочее.

В особенно сложных случаях бывает, что ребенка необходимо переводить в другую школу или забирать из кружка - если понимаете, что меры не будут предприняты.

Можно ли дома как-то отрепетировать возможные ситуации травли?

Есть хороший алгоритм, называется: “Стоп. Уйди. Расскажи”. Когда кто-то обижает тебя (или ты кого-то обижаешь), можно предпринять три шага:

  1. Стоп. Обозначь, что тебе это не нравится. “Со мной так нельзя. Не делайте так, прекратите”. Во-первых, на этом шаге многие буллеры действительно прекращают травлю. Во-вторых, мы учимся обозначать свои границы, говорить от том, что происходить что-то, что нам не нравится.
  2. Уйди. Убеги, окажись в безопасном пространстве.
  3. Расскажи. Обратись за помощью. Умалчивание - самый опасный сосед буллинга, потому что оно может привести к страшным последствиям, о которых все узнают слишком поздно.

Можно дома репетировать диалоги, особенно в шутку, поддерживать ребенка, учить его уверенно доносить свои мысли. Важно понять, как вообще надо отвечать и реагировать. Это отдельная творческая задача. И важно не учить симметричному биллингу в ответ.

Что точно нельзя делать родителям?

Самое главное - не обвинять своего ребенка. В первую очередь, это важно в ситуации, когда ребенок - жертва травли.

Не говорите ему “ты сам виноват” или “ну тебе надо что-то в себе развивать, ты какой-то не такой” или “надо быть более уверенным в себе, спину прямо держал бы - тогда бы не травили”. Это неправильно, все люди разные, никого нельзя травить, даже если человек отличается от других.

Важно быть на стороне эмоций ребенка, поддерживать его, если обидно и страшно. Не заставлять, если ребенок не хочет идти в школу, а разбираться. Идти к учителю и искать у него поддержку для ребенка.

Родителям агрессора важно не “проваливаться” в нападение на ребенка. Против него будет и так очень много мнений, аргументов и разборок, вплоть до общения с социальными педагогами и полицией. И важно, чтобы именно родители были той стороной, которая признает ошибку ребенка, не поощряет ее, но при этом остается рядом с ребенком, демонстрирует свою любовь и готовность помочь ему справиться и преодолеть сложную ситуацию.

 

Справиться с травлей тяжело даже вместе. Не бойтесь обращаться за помощью

КУДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ?

Вот книги о травле, которые могут помочь справиться

Элой Морено «Невидимка» — книга целиком о проблеме травли в школе и о том, до чего она может довести без активного вмешательства.

Тэмсин Уинтер «Я — Мисс Никто» — книга о девочке, которая сильно тревожится и из-за этого не может говорить со многими людьми (это называется «селективный мутизм»). В школе она сталкивается с длительной травлей, но в конце концов у нее получается справиться с ситуацией.

Р. Дж. Паласио «Чудо» и «Глава Джулиана» — две книги об истории мальчика, у которого из-за генетических особенностей лицо выглядит очень необычно. Он идет в школу, где его травит одноклассник Джулиан (при поддержке родителей). «Глава Джулиана» подробно объясняет, почему этот мальчик вел себя именно так. По «Чуду» снят фильм с Джулией Робертс и Оуэном Уилсоном.

Ибен Акерлие «Ларс ЛОЛ» — книга о школьнице, которая должна помогать однокласснику с синдромом Дауна. Так получается, что неожиданно для себя она подыгрывает травящей его группе школьников.

Гордон Корман «Рестарт» — книга о парне, который издевался над другими учениками школы, но потерял память и смог иначе посмотреть на свои поступки.

Клэр Зорн «Под защитой» — книга о девушке, которая подвергалась жестокой травле до тех пор, пока ее сестра не погибла. Тогда от нее отстали и просто стали игнорировать. В книге много сказано именно о горевании, но и о переживании травли тоже.

 

Материал подготовлен
отделом профилактики и комплексной реабилитации
ГУО «Социально-педагогический центр Полоцкого района»

 

свернуть

Советы по самовоспитанию

Консультация для несовершеннолетних
развернуть
  1. Переживай свои ошибки легко. И не пили себя понапрасну - время назад не повернуть. Лучше проанализируй сделанное. Фокусируйся не на самой ошибке, а на том, как ее исправить и не повторить в будущем. Кроме того, случившееся можно рассматривать как новый поворот в жизни и использовать его со всеми вытекающими последствиями.
  2. Когда все плохо, думай о хорошем. Хотя бы назло всему враждебному окружающему миру. В конце концов, во всем можно найти положительные стороны.
  3. Пиши списки. Не список, а именно списки того, что тебе надо сделать - завтра, в выходные, на следующей неделе, в будущем месяце, - и сокращай их по мере выполнения задуманного. Психологи считают, что составление нескольких списков помогает избежать чувство вины перед собой за несделанное, потому что список перестает быть самоцелью.
  4. Проанализируй, на что ты зря тратишь время. И не трать его. Например, не болтай с подругой по телефону в рабочее время, а затащи ее вечером в тренажерный зал или бассейн (кстати, для здоровья полезно).
  5. Решив что-то, исполняй. Например, ты решила не есть сладкое. Стало быть надо его не есть. Скажи себе, что это не очередной истеричный порыв, а вполне продуманное решение. И не пробегай с закрытыми глазами мимо кондитерских палаток, а наоборот, надолго останавливайся перед ними, представляя, в какую омерзительную калорийную массу превращаются все эти пирожные в твоем желудке.
  6. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Жизнь состоит из деталей. Так что старайся не копить невыполненные маленькие дела просто потому, что они кажутся тебе скучными. Делай их потихоньку, и тогда ты сможешь спокойно провести выходной день в постели с любимым, а не за написанием реферата, стиркой или деловыми звонками.
  7. Имей представление о своем будущем. Речь идет не о маниакальном планировании и разбивании жизни на пятилетки - случай может нарушить все планы. Но чем четче цели, тем выше вероятность их выполнения.
  8. Коллекционируй цели. Имеется в виду, что их у тебя должно быть несколько. Возьми листок бумаги и напиши под словами "я хочу" все, что ты действительно хочешь заполучить в этой жизни. Пусть у тебя лучше будет несколько маленьких целей, чем большая, но одна. Потому что, во-первых, ты можешь ее не достигнуть - и тогда провал надолго выбьет тебя из колеи, а во-вторых, ты можешь ее достигнуть - и тогда тебе будет нечем заполнить образовавшуюся пустоту. А когда целей несколько, то, потихоньку выполняя их, ты постоянно движешься вперед и радуешься своим успехам.
  9. Установи свою собственную "высокую планку". И регулярно говори себе, что не смиришься с меньшим, чем самое лучшее. Даже в мелочах. Например, ты видишь, что маникюрша безбожно уродует твои ногти. Так вот, вместо того чтобы обреченно молчать, объяви ей, что тебе не нравится ее работа и отправляешься к другому мастеру. Потому что маникюр делается не для того, чтобы потом стыдливо поджимать обезображенные ногти.
  10. Продумывайте свои поступки. И не рискуйте понапрасну. В народе по этому поводу говорят: "Семь раз отмерь, один раз отрежь". И это касается всего, начиная с покупки одежды и заканчивая вступлением в брак. Поэтому, прежде чем что-то сделать, задай себе несколько вопросов: * Если я завтра отложу это на один день, буду ли я завтра все еще хотеть этого?          * Допустим, я сделала это. Что я получу в худшем случае? А в лучшем?          * Что случится если я ничего не сделаю?          * Действительно ли то, что я в результате выиграю, больше того, что я могу потерять?
  11. Хочешь лучше жить - умей вертеться. В том смысле, что если тебя не устраивает работа - ищи другую, короче говоря, Человек сам кузнец своего счастья.

         12. Выделяй экстра-час каждый день. Для того, чтобы обдумать свои ближайшие планы, составить новые списки, повычеркивать кое-что из старых и вообще поразмыслить над всем, что ты только что прочитала.

Источник: ГУО «Социально-педагогический центр Полоцкого района» (Отдел профилактики и комплексной реабилитации)

свернуть

Мотивируем себя учиться

развернуть

Когда то у каждого из нас случается ситуация, что необходимо что то делать, а не можем. И не просто нет сил, а улетучилась мотивация. Ведь когда она есть, мы находим и силы и ресурсы и делаем. Мы все как один рьяно беремся за дело, а потом по-тихонечку наш запал действовать пропадает, мы начинаем заниматься самообманом, что завтра точно все наверстаем и сделаем за два дня. Но реальность такова, что мы все просто напросто забрасываем и иногда даже не пробуем об этом даже вспомнить, чтобы самим же не было стыдно от незавершенных дел. Хотя, мы народ находчивый и всегда себе «любимым» находим оправдание.

Так что же такое все - таки мотивация? Это наша с вами способность пробудить себя к активным действиям, для достижения определенных действий. Сам алгоритм мотивации выглядит следующим образом:

у нас возникает потребность в чем то;

мы начинаем искать возможности для реализации;

планируем;

принимаем решение и начинаем осуществлять задуманное;

получаем результат.

По своей сути человек живет, удовлетворяя свои потребности по мере их возникновения. И чтобы у нас не пропадала мотивация нужно ставить правильные и достижимые цели. Когда не знаешь  что, придешь не знаю куда. Для достижения цели и сохранения мотивации сделайте так, чтобы вы почувствовали как проходит  процесс достижения цели. Не заниматься самообманом, а реально смотреть  на сколько  и как качественно вы продвигаетесь. Наш мозг устроен так, что ему можно говорить «халва, халва!», но от этого  слаще во рту не станет. Необходимо то, что можно как иногда говорится, «пощупать» руками. Наш организм устроен так, что срабатывает инстинкт самосохранения энергии. Не видя результата, организм перестает на это действие выдавать энергию.  И человек привык от всего получать удовольствие и избегать боли любого происхождения. Так вот знание этого нам должно помочь и не нужно спорить с природой. Просто нужно давать нашему мозгу своего рода доказательства наших действий.

Очень многое зависит от нашей уверенности в себе. Чтобы ее развить в себе нужно не многое всего лишь держать свое слово. Когда вы научитесь сдерживать слово данное другим, вы научитесь так же со временем держать слово данное самому себе.

Очень часто чтобы цель была достигнута, рекомендуется всеми фибрами своей души захотеть ее, страстно ее пожелать. Да так словно от этого зависит ваша жизнь. Это как в той притче про ученика, что пришел на обучение к мастеру. Мастер взял его, но ничего с ним не делал. Тогда ученик пришел к мастеру и спросил его, отчего тот с ним не занимается и ничему не учит. Мастер просто взял ученика и повел его к реке, там они вместе вошли в воду. И вдруг в какой то момент мастер взял и резко запрыгнул ученику на спину, да так, что тот стал тонуть. Первое время ученик не понял , что же именно произошло, а потом резко стал сбрасывать мастера со спины, чтобы сделать живительный глоток воздуха. И когда он это сделал, мастер ему сказал: «Вот когда у тебя будет такое же желание учиться, как ты сейчас стремился сделать глоток воздуха, тогда и начнется твое обучение!» Вот это и есть страстно пожелать достижение цели.

Наши чувства активно принимают участие практически во всех этапах алгоритма мотивации:

— побудительные чувства, те, что нас и заставляют что либо захотеть;

— предвкушение удовольствие, то чувство, которое возникает на этапе принятия решения;

— удовлетворение, то чувство, которое возникает когда мы достигли своей цели.

Способы самомотивации:

— необходимо четко понимать свои потребности;

— уметь создавать страстное желания для достижения цели;

— важно делать то, что именно вам нравиться, а иначе смысл что то делать;

— придумать себе вознаграждение по достижении цели;

— уметь себя программировать аффирмациями (формулами самовнушения, которые помогают человеку настроить свое сознание на позитивную волну), настроями;

— и помимо поощрений нужно установить себе штрафные меры в случае того, если не сдержите данное себе слово.

Фокусируйтесь на одной задаче, не распыляйтесь. Ведь все незавершенные дела  забирают вашу энергию, от этого то и возникает усталость. Выполните следующее упражнение: сядьте на стул и сами себе скажите: «Либо я сейчас приступаю к задуманному, либо так и остаюсь сидеть на стуле!». Обязательное условие, стул должен стоять либо в центре комнаты, либо по возможности подальше от телевизора и доступа к интернету. Поверьте, по истечение малого количества времени, вам не захочется сидеть ровно на стуле и бездействовать.

Чаще себе задавайте вопрос: «А зачем я это делаю?»

 Итак, рассмотрим основные причины низкой мотивации:

Первая причина низкой мотивации — это Ваша лень. Да, это звучит банально, но это так. Не все люди ленивые, и если Вы к таким не относитесь, тогда эта причина Вас не касается. Эта причина касается по-настоящему ленивых людей, которые просто не хотят ничего делать, так как привыкли к ничегонеделанию. Они только критикуют, умничают, дают советы, а сами являются полными нулями.

Вторая причина низкой мотивации — это нехватка энергии. Да, если Вам лень что-то делать, это вовсе не означает, что Вы лентяй. Просто у Вас не хватает энергии. Вы вроде бы хотите выполнить что-либо, но подняться с дивана очень трудно. Проблемы с энергетикой часто связаны с ведением неправильного образа жизни: поздно ложитесь спать, не занимаетесь спортом, мало отдыхаете, сидите дома, не гуляете, стресс и депрессия и так далее. Ну как себя мотивировать, если Вы так живете? Чтобы себя мотивировать, первое, что Вам надо — это иметь огромный прилив энергии. Только энергичные люди достигают небывалых высот. Если у Вас будет высокая энергетика, вопрос — как себя мотивировать тут же потеряет свою актуальность. Люди с высокой энергетикой просто не могут сидеть, сложа руки.

Как поднять энергетику? А очень просто. Вовремя ложиться спать, сбалансировано питаться, гулять, заниматься спортом, соблюдать режим труда и отдыха, медитировать. Только так Вы сможете поддерживать уровень своей энергетики на высоком уровне, а значит Вам никогда не будет лень что-либо делать.

Третья причина низкой мотивации — это отсутствие интереса. Поэтому мотивировать себя на учебу дело не простое. Ведь по сути дела, почти каждому второму школьнику не интересен школьный материал. Многие дети просто забивают на учебу.

Поэтому, если Вы хотите мотивировать себя, Вам необходимо иметь четкое представления того, чего Вы получите в итоге. Какую выгоду Вы получите?

То есть, чтобы себя мотивировать, Вы должны увидеть конечную выгоду и эта выгода должна Вас интересовать.

Четвертая причина низкой мотивации — это отсутствие желания. Вы наверняка скажите, что желание у Вас есть, просто как-то руки не доходят.

Чтобы оставаться мотивированным, Вам необходимо:

1) Развивать трудолюбие.

2) Иметь высокий уровень энергетики.

3) Иметь жгучее желание.

4) Вы должны видеть конечный результат (выгоду).

5) Выгода (награда) должна Вас сильно интересовать.

6) Желательно иметь товарища по подотчетности.

7) Вас должно что-то не устраивать

 

Хочешь, чтобы твоё обучение было успешным? Тогда развивай необходимые для этого навыки и привычки. Они пригодятся и во время учёбы, и после.

 

  1. Будь ответственным. Чтобы чего-то достичь и в учёбе, и в жизни, ты сам должен осознать свои приоритеты и следить за эффективным распределением времени и ресурсов.
  2. Будь собран. Умей концентрироваться на своих целях, принципах и ценностях. Не отвлекайся от своей цели, следуй своим приоритетам, а не подсказкам и пожеланиям других. Распределяй приоритеты в зависимости от трудности материала.

 

  1. Будь рационален в выборе места и времени для учебной и исследовательской работы.Они должны способствовать продуктивной и сосредоточенной деятельности.
  2. Стремись выполнять всё наилучшим образом. Пусть все (и преподаватели, и однокашники) увидят тебя с лучшей стороны. Старайся делать всё блестяще не только для себя, но и для всех остальных.
  3. Ищи эффективные и наилучшие способы решения проблем. Если в изучении материала зашёл в тупик, ищи новые пути, попроси помощь у преподавателя, друга, посоветуйся с каким-либо специалистом или более опытным в этой области человеком.
  4. Стремись быть к себе требовательным. Доводи до конца начатое, не поддавайся соблазнам облегчить поставленную задачу или решить проблему за счёт других. Высокий уровень требований и притязаний к себе - важное условие успешного обучения.
  5. Стремись к повышению самооценки, к уверенности в своих силах. Неуверенность заранее обрекает на поражение.
  6. Ищи способы самомотивации и овладевай ими. Учебная мотивацияобеспечивает в обучении при достижении цели и решении проблемы положительные переживания, поэтому необходимо знать, как себя мотивировать, если этот процесс притормозится или по каким-либо причинам желание идти вперёд пропадёт. Чтобы не остановиться, следуй советам:

- понаблюдай за собой, найди свои способы - приёмы, которые заставят двигаться вперёд, и используй их и впредь;

- используй принцип «маленьких успехов», когда каждый день ставится небольшая цель (просто выучить несколько строк из хорошего стихотворения, сходить в магазин за продуктами для пожилых соседей и т.п.), а её достижение становится маленькой победой, трамплином к новым высотам.

- не отступай при неудаче, если не удалось достичь цели, ведь это тоже опыт, который пригодится в жизни.

  1. Постоянно развивай в себе волевые качества:

- ориентируйся в своём развитии на лидера, развивай и себе лидерские волевые качества.

- следи за своим поведением, одеждой, манерами: будь опрятен, внимателен, уверен в себе, корректен и приветлив, держись с достоинством;

- учись принимать быстрое мотивированное решение, будь твёрд и последователен в своих поступках;

- стремись не только понимать людей, но и определять их достоинства и недостатки, слабые и сильные стороны их личности: одни прекрасные математики и физики, но разговор на темы литературы их ставит в тупик, другие, наоборот, асы в поэзии, но конус от призмы отличить не могут, для одних похвала - стимул к работе, для других понятен только приказ и т.д.

 

  1. Учись общаться с людьми, ведь мы все индивидуальны и не всегда, отношения с окружающими строить легко. Коммуникативные люди более успешны в общении.

- хотя бы раз в неделю стань простым слушателем для своих друзей, не обязательно быть и советчиком, главное уметь выслушать, попытаться понять проблемы других;

- стремись приобретать опыт выступления перед публикой (удобнее это делать выступая перед классом, перед одногруппниками, и даже перед своей семьёй), это всегда пригодится в жизни.

- учись отстаивать позиции в споре, если уверен в правоте, не избегай ситуаций спора в повседневной жизни (если ты никогда не торговался на рынке или не вступал в переговоры с продавцами, выбирая или обменивая товар, попробуй, это тоже будет твоим опытом).

  1. Учись восстанавливаться, поддерживать себя в хорошей физической и психологической форме, борись со стрессами.

- ты можешь использовать метод «отстранённости», т.е. просто игнорировать раздражающую тебя информацию, как бы отстраниться от неё, «пропустить мимо ушей».

- найди свой приём, чтобы успокаиваться, например, считать до 10, говорить какую-либо считалочку, ходить по кругу, представлять летящие шарики или вспоминать что-то хорошее, приятное из жизни;

- беспокойся, когда это необходимо, не накручивайте себя заранее, если всё равно ничего не можешь изменить, ведь зная о существовании какой-то болезни, мы не начинаем лечиться, ещё не заболев;

- можно научиться простейшим упражнениям аутотренинга или медитации для снятия напряжения, послушать приятную для тебя музыку, сделать физические упражнения, а кому-то помогут танцы или созерцание картин природы и произведений искусства.

  1. Чтобы чего-то в жизни достичь, надо постоянно учиться, развиваться, стремиться к новым вершинам.

- главное надо начать - выбери тему исследования, предмет для творчества, интересующие тебя более других, и работай над ними, не бросай начатое.

- следи за новыми методиками обучения, получения знаний, например, освой методы скоростного чтения или ассоциативного запоминания, учись работать с новыми техническими источниками информации и не отказывайся от уже эффективно используемых и освоенных ранее.

Самое главное, о чём следует помнить, это то, что интеллект и личность любого человека способны к постоянному развитию, т.е. существенному и количественному, и качественному изменению. А это происходит только, если ты постоянно чему-то учишься.

Все знают о том, что учиться не так то и просто, как может показаться на первый взгляд. Каждый день приходится собираться в школу, сидеть на занятиях, запоминать массу новой информации, записывать её, отвечать перед всем классом и писать контрольные. Но это ещё не самое сложное, так как кроме этого приходится возвращаться домой, где опять продолжать своё обучение – читать параграфы, выполнять упражнения, полученные на дом, учить стихотворения и решать сложные задачи. Поэтому, что не говори, а обучение – это титанический труд. «А как же заставить себя учиться??».

Сегодня Вы узнаете ответ! 10 способов заставить себя учиться

Найдите мотивацию (причину) учиться хорошо. Повод к обучению – лучший метод в обучении. Ваша задача заключается в том, чтобы найти стимул, который бы сработал именно в вашем случае. Для большинства хорошей мотивацией является перспектива: «Если я хорошо окончу школу, то смогу поступить в институт, который выбрал, а потом смогу устроиться на работу с высоким окладом и возможностью передвигаться вверх по карьерной лестнице». Для других перспектива должна быть более близкой и реальной: «Если закончу 2 четверть хорошо, то папа купит мне коньки, и я с друзьями буду ходить на каток!» Мы не знаем, что может заставить учиться именно вас, однако мы точно знаем, что такая мотивация есть. Найдите её! Вообще мы бы сказали, что стимул учиться занимает одну из главенствующих ролей в учебе, если он найден и используется учеником, то он способен достичь неимоверных успехов.

Обустройте своё рабочее место. Казалось бы, как такой мелочный вопрос, как обустройство рабочего места ученика, может повлиять на обучение, но поверьте, оно способно кардинальным образом изменить скорость выполнения домашнего задания и его качество. Мы согласны, что лёжа на кровати с планшетом или ноутбуком – вполне приятно заниматься «домашкой», однако совершенно не эффективно. Так как в лежачем состоянии человек запоминает и понимает её намного хуже, а главное – медленнее. Связано это с физиологическими особенностями строения органов человека. Постарайтесь выделить себе в доме место, в котором вы будете заниматься исключительно делами, связанными с обучением. Особенной чертой этого места должно быть то, что на нём не будет ни компьютера, ни мобильного телефона. Только необходимые тетради, книги и канцелярские принадлежности. Компьютер или другая техника может сильно отвлекать от учебного процесса. Поэтому к ней необходимо прибегать лишь в тех случаях, когда она конкретно требуется для выполнения той или иной задачи.

Измените стиль одежды. Конечно, одежда не может заставить начать учиться, однако её стиль может служить, как взмах стартового флажка для спортсмена. Объясним чуть подробнее: каждый из нас знает, как отличить хорошего ученика от плохого. Хороший ученик всегда одет аккуратно и строго (особенно это касается парней), чего не скажешь о «плохом» ученике. Так вот, когда этот самый «не очень хороший» ученик приходит на занятие в строгом костюме, к нему резко меняется отношение, как среди учеников, так и среди преподавателей. И первая мысль, которая возникает у окружающих «Неужели он взялся наконец-то за ум и начал учиться?!». Да-да, при помощи обычной смены имиджа, можно добиться таких вот изменений в отношении к себе.

Создавайте из обучения увлекательное занятие (метод ассоциативных карт). Вы, наверное, замечали, что многие девчонки в вашем классе, пишут конспекты не сплошным текстом, а с использованием различных маркеров и цитат. Важные фразы можно писать другим цветом, правила выделять, подчеркивать. Такую информацию будет проще запомнить, так как она запоминается ещё и визуально. Когда сложно запомнить какую- нибудь информацию, попытайтесь её понять не буквально, а через аналогии. Например: запомнить название «Бородинское сражение», можно при помощи аналогии его с «Бородинским хлебом»; запомнить инициалы Александра Сергеевича Пушкина, можно, как «Пушкин – ас (лучший специалист)». Примеры, возможно, не самые удачные, главное усвойте смысл и используйте его в своем обучении.

Поощряйте себя за успехи. Например: Вы сегодня отучились и не получили ни одной плохой отметки – похвалите себя и разрешите себе сегодня часок-другой погулять. А если ещё и получили хорошую отметку по важному предмету, то здесь ещё можно поощрить себя чем-нибудь вкусненьким например шоколадкой. Если провинились, то ни о каком отдыхе и речи быть не может. Вы должны осознать, всю сладость победы и горечь поражения.

Первый шаг сделать трудно! Самым сложным моментом в обучении является первый шаг, начало процесса. Признайтесь себе, как часто бывало так, что Вы оттягивали домашнее задание до последних часов своего бодрствования?! Наверное, частенько – ведь всегда находятся дела, которые кажутся важнее домашней работы. Согласитесь, что начать делать домашнее задание всегда сложнее, чем его закончить. Ведь так?! Главной причиной сложного старта является банальная лень. Чем быстрее Вы поборите в себе лень, тем быстрее начнете хорошо учиться.

Учитесь хорошо с первой четверти! Если Вы решили закончить этот год с хорошими отметками и показать себя в лучшем свете перед учителями, родителями и друзьями, то начинайте хорошо учиться именно с первой четверти. Не откладывайте дела на потом. В начале года (после каникул), все задания будут накапливаться постепенно, а это шанс их решать быстро и правильно. Учитесь распределять учебную нагрузку равномерно и тогда всё у Вас обязательно получиться!

Работайте больше в классе, чтобы меньше оставалось на дом. Хитрый способ для тех, кто умеет ценить свое время. Очень часто бывает так, что вы выполнили всю классную работу и в конце урока у вас остаётся свободное время, это время мы вам не советуем тратить впустую, вы всё равно находитесь в школе, так используйте это время с толком: начните выполнять домашнее задание. Пусть не по этому предмету, а по другому. Не важно! Главное, что Вы сэкономите себе время дома, а значит, лишние 10-20 минут сможете погулять с друзьями на свежем воздухе.

Правильно распоряжайтесь своим временем. Старайтесь учиться и отдыхать по составленному режиму. К примеру, сразу после занятий не приходить и садиться за компьютер, а приходить, и садится за кухонный стол, кушать, потом идти делать уроки, а вечером выходить гулять. Таким образом, Вы всегда будете знать, что в это время Вам нужно делать уроки, а не отдыхать.

Развивайте в себе силу воли. Порой случается так, что никакая мотивация ни способна заставить начать учиться. В таких случаях есть лишь один совет: «Стисните зубы, соберите всю силу воли в кулак и во что бы то ни стало, начните учиться! Не потому, что так хочется, а потому что так НАДО!». Таким образом, Вы будете развивать у себя силу воли, которая в будущем ещё не раз пригодится. Удачи!

 

 

 

Материалы ГУО «Социально-педагогический центр Полоцкого района»

 

 

 

 

свернуть

Самое ценное благо-жизнь!

Консультация для подростков
развернуть

Цель:

  • помочь  в осознании жизни как главной ценности;
  • подвести подростков к серьезному вопросу о будущем.

Задачи:

  • способствовать развитию коммуникативных качеств подростков;
  • способствовать развитию умения принимать самостоятельные решения;
  • воспитывать уверенность в своих силах.

Ход беседы.

Ребята, каждый человек задумывается о своем будущем. Очень хочется заглянуть в прекрасное далеко. Давайте представим свое будущее, каким бы вы хотели его видеть?

(ответы ребят)

Какие же бывают цели в жизни?

Примерные ответы ребят:

- Богатство, слава, власть.

- Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.

- Быть просто хорошим человеком, любить людей.

- Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.

- Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.

- Принести пользу людям, жить для людей.

- Найти свою любовь.

- Жить для удовольствия, наслаждения.

- Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.

Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и, в конце концов, его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? (Дети отвечают.)

Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой. Хочется верить, что ваши мечты сбудутся. А теперь подумаем.

От кого зависит наше будущее?

Ответы подростков:

-от родителей

-от образования

-от меня

Как твои родители могут помочь тебе? (материально, морально, помочь правильно выбрать профессию)

От кого больше зависит ваше будущее? (От нас.)

Что вы можете сделать для себя в будущем?

Ответы:

-хорошо учиться

-проявлять свои способности

-пробовать себя в различных секциях, кружках.

-вырабатывать характер

Итак, теперь,  мы с вами поразмышляем над важной темой и  сейчас я предлагаю вам  составить список того, что вы хотите от жизни. Другими словами назовите ваши мечты о себе, о том кем хотите стать, где хотите учиться и так далее.

В вашем списке может быть сколько угодно целей – чем больше, тем лучше. Жизненные цели вам нужны не для того, чтобы произвести на кого-то впечатление, поэтому старайтесь отвечать максимально честно. Помните, что от жизни можно ожидать и материальных приобретений, и определенных событий, и какого-то опыта.

Каждый человек для чего-то рождается, приходит в этот мир, и у каждого есть свое предназначение — это закон жизни. Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу? В чем же смысл моей жизни? Даже если человек с головой уходит в заботы, время от вре­мени эта мысль его посещает. Даже самый неда­лекий, стремящийся получать от жизни только удовольствия, духовно небогатый человек порой спрашивает себя: зачем я живу? Жизнь не может лишиться смысла, ни при каких обстоятельствах. Смысл, может быть, найдет во всем и всегда.

 Упражнение «Закончи предложения»

Участникам  предлагается закончить предложения:

— Я очень хочу, чтобы в моей жизни было...

— Я пойму, что счастлив, когда...

— Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)...

Я предлагаю вам послушать   несколько простых правил, которые помогут вам в жизни:

  • Освободите свое сердце от ненависти — простите всех, на кого вы были обижены
  • Освободите свое сердце от волнений — большинство из них бесполезны
  • Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
  • Отдавайте больше.
  • Ожидайте меньше.
  • Воспринимайте свою жизнь как единственную, неповторимую в этом мире!
  • Смотрите на жизнь только с хорошей стороны! 
  • Уважайте свои достоинства и достоинства другого! Любите ЖИЗНЬ! 
  • Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц.
  • Будьте счастливы!

Жизнь прекрасна и удивительна! Хоть и кажется, что обыденна, но вглядись ты в счастья мгновения - и поймешь красоту, без сомнения! Каждым мигом и вздохом прекрасная, хоть, порою бывает ненастная, но дана тебе жизнь лишь одна - пусть счастливою будет она!

 

Ты храни ее чистой и трепетной! Счастлив будь ты и детским лепетом! Наслаждайся судьбы ты наградой - и пусть беды не встанут преградой! Пусть любовь тебе будет спутницей, а удача будет попутчицей! И тогда жизнь, такая прекрасная, будет долгая и не напрасная!

 

 

 

 Памятка для подростков

 

«Самое ценное благо – жизнь»

  

 

Власть над собой - самое главное качество в самовоспитании, только такой человек, который думает, анализирует, принимает решения и действует- может победить в себе сомнения, соблазны и слабость духа.

 

Несколько советов на каждый день

 

Освободите себя от хронической потребности в одобрении со стороны окружающих, и вы лучше сможете развиваться, уважать и понимать себя.

 

2 Не бойтесь высказываться и выражать свои эмоции (тактично), это лучше, чем собирать в себе отрицательные переживания в форме возмущения и расстройства.

 

3 Осознавайте пределы своих возможностей. Вы не можете достать до неба, но вы не должны испытывать вину из-за того, что у вас нет крыльев.

 

4 Не старайтесь угодить всем. Это неизбежно приведёт к тому, что вы так или иначе будете обманывать себя.

 

5 Привыкайте к позитивному мышлению. Как бы вас не беспокоило то, что у вас чего-то нет, напоминайте себе о том, что у вас есть что-то другое.

 

6 Используйте чувство юмора. Юмор и смех помогают по-новому взглянуть на свои проблемы, снизить трудность, а значит и психическое напряжение. Умение смеяться над собой свидетельствует о развитой способности к саморефлексии. Смех приводит к падению тревожности и мышечного напряжения, способствует углублению и удержанию дыхания, насыщению крови кислородом, нормализации сердцебиения.

 

 

Ты скажешь, это жизнь- одно мгновенье,

Её цени, в ней черпай вдохновенье.

Как проведёшь её, так и пройдёт,

Не забывай: она- твоё творенье!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Как правильно общаться с родителями?

развернуть

         Попробуй представить себе следующую картину: ты лежишь с высокой температурой, а мама ухаживает за тобой. Приятно ведь, не так ли? Однако это одна сторона медали. Случается, что родительская забота становится излишней и выдержать ее достаточно сложно. Чего только стоят предостережения, а то и запреты: «Это тебе еще рано», «Ты туда не пойдешь» и т. д. Сам-то ты понимаешь, что уже не ребенок, но вот родители никак не хотят или не могут этого понять. Как же вести себя в такой ситуации? Есть несколько вариантов мирного решения сложившегося непонимания.

         Просто поговори с родителями. Этот вариант не самый трудный, однако многие ребята просто забывают о нем или считают его не слишком эффективным. Самое сложное в этом случае — не перегнуть палку и не поругаться с родителями, так как результат такого разговора, сам понимаешь, будет прямо противоположный ожидаемому. Просто сядь и поговори с ними, вместе найдите пути, по которым можно выйти из такой ситуации. Не исключено, что ты встретишь понимание со стороны твоих родных, и вы сможете найти правильный выход из сложившегося положения.

         Если разговоры не помогают, попробуй своими действиями показать родителям, что ты уже вышел из детского возраста и стал вполне самостоятельным, достаточно взрослым молодым человеком. Начинать необходимо с чего-нибудь небольшого. Например, приберись в своей комнате, вымой посуду или помоги чем-нибудь по дому своему отцу.

         Согласись, если ты не можешь сам о себе позаботиться хотя бы в течение одного дня, но при этом утверждаешь, что взрослый, со стороны это будет выглядеть, как минимум, нелепо, а то и смешно.

         Попробуй также найти себе какую-нибудь работу. Ты покажешь родителям, что уже вырос, а также сумеешь заработать на свои расходы немного денег. Однако эта работа не должна мешать учебе, поэтому лучше всего выбирать что-нибудь с гибким графиком или же найти работу на дому. После того как ты начнешь зарабатывать, ты и сам почувствуешь себя взрослее, да и родители станут относиться к тебе к равному.

         Если первые два метода не помогли, попробуй изменить что-нибудь в своем поведении. Возьми за правило мыть за собой посуду, убирать свою комнату без напоминаний об этом. Здесь самое главное — осознать, что это нужно тебе. Все твои действия должны быть естественными. Если они будут выглядеть как одолжение кому-то, то проку с этого не будет.

         Если ни один из этих способов не помог, у тебя остается только один выход — смириться с таким отношением. Ведь родители они на то и родители, чтобы всегда заботиться о своих детях. Вспомни, наверняка твоя бабушка заставляет твоего отца надеть теплую вещь, когда на улице прохладно. И это несмотря на то, что он давно уже взрослый человек и отец. Поэтому, когда мама просит тебя позвонить, если ты вдруг где-нибудь задержишься — выполни эту просьбу, так как она переживает и волнуется за тебя. И это вполне естественно.

         ТВОЕ ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО

         Несмотря на то, что ты достаточно молод, у тебя тоже есть свои права. Одно из них — право на неприкосновенность частной жизни. Между прочим, в редкой школе это право прописано в уставе. Это лишний раз говорит о том, что твои права нарушаются, однако это не означает, что ты не можешь воспользоваться этим правом. Учитель, равно как и твои одноклассники, не могут прочитать записку, которую ты написал. Это будет нарушением твоих прав.

         КАК НАЛАДИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ОТЧИМОМ ИЛИ МАЧЕХОЙ

         Если уж так случилось, что у тебя есть отчим или мачеха, то не стоит их бояться. Запомни, что главной проблемой, с которой они сталкиваются, — это попытка построить ваши отношения. Зачастую они вступают в такие отношения в весьма приподнятом отношении и с большими надеждами. Однако добиться взаимопонимания удается далеко не всегда. Очень часто в этом виноваты сами дети, так как не каждый ребенок способен правильно среагировать на появление в семье нового человека, несмотря на то, что он проявляет к нему самое искреннее участие.

         Случается даже такое, что увидев холодность или отторжение со стороны ребенка, отчим или мачеха тут же бросают все попытки установить контакт и начинают держаться подальше от пасынка.

         В такой ситуации в чем-то неправ и сам ребенок. Хотя его тоже можно понять. Ведь он испытывает сразу два потрясения: развод родителей и новый брак одного или сразу обоих из них. Дети, чьи родители развелись, продолжают втайне надеяться на то, что родители вновь будут жить вместе, как и прежде, и семья снова станет той, какой они ее помнят. Такие надежды полностью разрушаются, когда один из родителей, а то и сразу оба вступают в брак.

         Зачастую дети принимают на себя весь комплекс вины, связанный с разводом родителей, хотя, как правило, здесь они совершенно ни причем. Наладить отношения с мачехой ребенку значительно труднее, чем с отчимом. Дело в том, что в обществе укрепилось мнение, что мужчина, который взял на себя ответственность за воспитание чужих детей, поступает очень благородно. При этом отношение к мачехе как среди детей, так и среди остальных членов общества остается негативным.

         Именно такой факт может заставить женщину попытаться любыми методами подружиться с ребенком. При этом не исключено, что ребенок это почувствует и начнет использовать в своих интересах.

         Если ты попал в похожую ситуацию, не следует так поступать. Начнем с того, что это попросту низко, кроме того, попробуй понять, что чувствует тот человек, который пытается если не заменить тебе одного из родителей, то хотя бы просто стать другом.

         Если у твоей мачехи есть свой ребенок, то он стопроцентно почувствует, что основное внимание его мамы направлено на тебя, и будет чувствовать себя лишним. Можешь как-нибудь тактично намекнуть мачехе, что у нее есть и свой ребенок, которому также нужно внимание и забота. Если же внимание мачехи к своему ребенку не изменится, несмотря ни на что, то это покажет ее с положительной стороны. Ты и сам заметишь, что тебя начинает тянуть к ней.

         Случается даже и такое, что детям после того, как их родители разошлись, становится только легче. Это случается, когда в доме были ссоры. Бывает в жизни и такое, что ты даже будешь рад тому, что у тебя появился другой папа.

         Не исключен и такой вариант развития событий: ты признаешь нового человека в своем доме, начнешь относиться к нему с уважением. Если ты прожил без отца какое-то время, то наверняка избаловался вниманием своей мамы. После появления в доме нового человека будет вполне естественно, что не все внимание мамы будет уделено тебе.

         Постарайся это правильно понять и не ревновать, так как это может крайне отрицательно сказаться как на твоих отношениях с новым родителем, так и на отношениях между взрослыми. Навряд ли тебе захочется портить отношения в своей семье, когда они только-только наладились

         Проявляй участие к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуй их чем-нибудь. Это помогает наладить контакт.

         Постарайся объясняться с родителями человеческим языком— это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми.

         Попроси родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведет к более глубокому пониманию между вами.

         Помни, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение. Постарайся не устраивать в это время дома шумных вечеринок.

         Если родители ведут себя с тобой, как с маленьким ребенком, напомни вежливо им, что ты уже повзрослел и хотел бы вместе с ними решать проблемы, связанные с твоей жизнью.

         Дай понять родителям, что ты нуждаешься в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.

         Разговаривай со своими родителями, сообщай им новости твоей жизни.

         Старайся не обманывать родителей. Тайное все равно становится явным.

         Помни, что родители тоже могут совершать ошибки. Будь снисходителен.

         Родительский запрет чаще всего оказывается правильным решением. Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено все!

         Если произошла ссора и ты чувствуешь себя виноватым, найди в себе силы подойти первым. Уважение ты не потеряешь, поверь.

         Установи с родителями границы личной территории, но не раздражаясь, не требуя. Просто попроси их об этом.

         Работа по дому служит отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Отнесись к ней с пониманием.

         Возвращение домой к определенному времени — это способ оградить тебя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, они же волнуются! Побереги их для себя.

         О наказаниях. Родители могут прекратить поощрения, отлучить тебя от друзей. И все это может произойти, как ты считаешь, из-за пустяка. Родителей же этот "пустяк" может вывести из себя. Подумай, может быть, родители видят опасность, которую ты либо не осознаешь, либо приуменьшаешь.

         Требуй, чтобы родители объясняли мотивы своего поведения по отношению к тебе и твоим друзьям. Может быть, тебе станет понятно, почему они поступают так или иначе. Если ты зол на кого-либо из друзей, учителей, раздражен на грязь, слякоть, а также на "двойку", поставленную "ни за что", не срывай зло на родителях. Это не благоразумно и приводит к печальным последствиям.

         Если родители решили разводиться, конечно, — это особый случай. Стоит понимать, что отец и мать — самостоятельные люди, они должны все решить сами. Тем более люди со временем меняются, поэтому нельзя винить родителей за то, что они утратили любовь друг к другу. И главное — запомни: родители разводятся не из-за тебя! Ты в этом не виноват

 

 

свернуть

Как нужно разговаривать, чтобы тебя поняли

Консультация для подростков
развернуть

О том, что люди разных поколений не всегда понимают друг друга, известно испокон веков. Если у тебя нет проблем с родителями, можешь считать себя счастливчиком. Вы понимаете друг друга. Но иногда случаются ситуации, в которых ребёнок и родитель не могут прийти к её решению, не ущемив чьи-то интересы либо ожидания. Давай попробуем вместе отыскать нужные ходы, тропы и перевалы, через которые ты сможешь проникнуть в психологию родителей и наладить полноценное общение с ними.

1.Общение–вот что важно…

Основа любых хороших взаимоотношений – между родителями и детьми, между влюбленными и друзьями – это общение. Если твои отношения с родителями складываются неудачно, ты должен сам попытаться найти ключ к общению. Постарайся быть немного терпимее и ни в коем случае не веди себя заносчиво и нагло. Требовать, скулить, визжать – значит, вести себя по-детски. Ты ведь хочешь убедить родителей в том, что с тобой надо обращаться, как с взрослым. Это очень нелегко, но попробуй справиться! Когда родители начинают понимать, что ты уклоняешься от общения с ними, они начинают активно расспрашивать о твоих делах.  Имеют ли они право знать о твоих проблемах? Да!  А не станет ли им плохо от такого знания? Возможно!  Но лучше рассказать все без утайки, пока ты не увяз в проблеме необратимо.  У родителей свои представления о добре и зле, у тебя – свои. И прежде чем издеваться над их необоснованными подозрениями или бессмысленно врать, попробуй их успокоить или объяснить. Попытайся сам найти ключ к общению! Попытайся их понять. А это никак невозможно без доверительного общения в семье.

  1. Жизнь дома

У каждого должны быть свои обязанности. Выполняй свои и живи спокойно. Не выполнил – объясни почему. Учись помогать себе и родителям. Не ставь свои эмоции и переживания превыше эмоций других членов семьи. Помни! У родителей также есть свой внутренний мир, они также переживают, радуются и огорчаются.

  1. Не бойся говорить

Расскажи родителям, на что ты сердишься и почему обижен. Только не впадай в гнев или истерику, не копи чувства в себе, пока не взорвешься. Скажи, что нужно тебе. Будь честным. Научись высказывать то, что чувствуешь и попробуй договориться.

  1. Не хватает смелости в открытую вести диалог с родителями? Напиши им письмо!

Родители, возможно, не знают всего на свете, но, тем не менее, они знают все-таки больше, чем ты. Иметь родителей-друзей гораздо выгоднее. Попробуй стать их другом!

5.Пойми своих родителей!

Когда ты был маленьким, то наверняка гордился, что твой отец делает для тебя лучшие кораблики, а мама печет самые вкусные пирожки. Теперь родители тебе кажутся иногда не «модными», либо не знающими, либо сильно опекающими тебя. И ты боишься, что друзья посмеются над тобой. Ты повзрослел, а они забыли или не хотят вспоминать, какими подростками были сами. А если и помнят, то доносят до тебя только свои подвиги. А если бы они были искренними, то рассказали бы, как всю ночь напролет танцевали на дискотеке, болтались с друзьями по улице и ни во что не ставили своих «предков». Родители просто не хотят, чтобы ты увидел их не в идеальном виде.

Попробуй, расспроси их об их юности и попроси быть искренними и честными. Пусть вспомнят, как сами восставали против своих родителей, искали свое «я», вспомнят свои глупости. Может они поймут, что если даже и доставляли своим «предкам» хлопоты и беспокойство, сейчас у них все хорошо. Может быть, они дадут тебе право на сомнения, ошибки и неудачи (в пределах разумного, неопасного для жизни и здоровья, пойми и их…). И вы вместе сможете обсудить возникшие проблемы. Доверься их опыту, они такое уже переживали!

  1. Родителям не нравится твоя одежда… Чаще всего родителей не приводит в восторг твой «прикид»: драные джинсы, открытые маечки и коротенькие шорты. Им так хочется, чтобы ты оделся «прилично», и они, без твоего ведома и согласия, покупают вещи на свой вкус. И очень обижаются, если ты их не носишь. Ни в коем случае не заявляй категорично: «Как хочу, так и одеваюсь!». Ты дашь понять родителям, что не интересуешься их мнением и можешь остаться без одежды. Ведь деньги на модные «шмотки» дают все же родители. Терпеливо объясни им, что все, что ты носишь, сейчас модно, и ты не хочешь выглядеть в своей компании белой вороной. Постарайся убедить их, что ищешь свой стиль, а для этого экспериментируешь, пробуешь выглядеть по-разному. И хоть иногда одевайся «прилично», порадуй родителей!
  2. Родителям не нравятся твои друзья… Если родителям не нравится твой друг, они постоянно будут говорить о том, что он тебя испортит. А если он (она) позвонит, скажут, что тебя нет дома или что ты очень занят. Неприязнь родителей только подогреют твои фразы типа «Мне лучше знать, с кем дружить!». Ты просто настроишь родителей против себя и друга. Убеди их в том, что твои друзья – это люди, с которыми тебе интересно, что общение с ними дает новую информацию, статус в классе, ощущение собственной значимости, возможность отдохнуть и т. д. Познакомь родителей поближе с друзьями. Родителям важно убедиться, что ребенок находится в порядочной компании!

8.Родители недовольны твоими успехами в учебе…          Родители так нервничают и переживают по поводу твоей учебы, что становится непонятно, кто же учится на самом деле. Они по нескольку раз в день напоминают об уроках, ведут назидательные беседы о том, как важно получить хорошее образование. Они так и норовят оказаться у твоего стола в тот момент, когда ты делаешь уроки. Что же делать? Не жди, когда родители наткнутся на твой дневник или учитель позвонит им из школы. Лучше всех опередить и начать разговор самому. Объясни, почему оценки оставляют желать лучшего, и подробно распиши, как ты собираешься исправлять ситуацию. Самое сложное убедить их, что ты сам справишься с проблемами в учебе. Если тебе удастся еще и выполнить обещание, родители начнут тебе доверять. Только не дерзи и не груби, отстаивая свои права на самостоятельность. Если ты не выполнишь обещание, они имеют право не доверять тебе.

  1. Наказание

Родителям сложно определить, какое наказание будет эффективным и достаточно серьезным. Договорись о способах наказания и не сердись, если сам лично его заслужил. Помни! Всегда предупреждай родителей о своей задержке с поздней прогулки.

 

Твой подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно зачастую протекает с кризисами, недопониманием и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. И то, как ты с родителями будешь преодолевать эти противоречия, смогут сослужить тебе в будущем хорошую (негативную) службу. Ведь именно опыт общения в данный период твоего взросления станет отправной точкой твоего жизненного корабля. Но тебе обязательно нужно запомнить, что для него существует только одна надежная гавань – твои родители!

свернуть

Интересы и склонности

Консультация для подростков
развернуть

 

Одним из жизненно важных вопросов является вопрос профессионального выбора. Выбрать из десятков тысяч профессий одну и при этом не ошибиться – большая удача. Совершив неверный выбор, тебе придется либо исправлять ошибку, что будет означать, к примеру, потерянное время на обучение, либо трудиться на нелюбимой работе, что будет негативно сказываться на моральном состоянии и отношении к труду.

Сейчас многих подростков беспокоит выбор профессии и пути ее освоения, тревожит возможность найти работу по специальности и при этом быть успешными, хорошо зарабатывать и так далее. Правильно и целесообразно организуя свою деятельность сейчас, мы приобретаем шанс на профессиональное определение по нашим желаниям. К тому же, когда мы заняты, то получение различных травм, негативное влияние окружающих, опасные ситуаций становятся для нас маловероятны либо вовсе отсутствуют.

В настоящее время ты получаешь основное образование в школе, у тебя, помимо подготовки к урокам и домашних дел остаётся много времени. Быть может, пора его использовать с пользой для себя и своего будущего? Другими словами, свободное от одного образования время тоже можно расходовать на образование, только другое, удовлетворяющее твои творческие потребности, интересы и желания-дополнительное образование. Полезная дополнительная занятость (творческая деятельность, хобби, увлечения спортом, спортивными играми и т.д.-эта занятость, которая направлена на развитие и саморазвитие твоих потребностей, возможностей  и желаний.

Большинство великих людей – ученых, писателей, композиторов, художников – уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но этот интерес возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияют окружающая среда, воспитание и образование.

Когда юный Моцарт в семилетнем возрасте давал концерты во Франкурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати.

Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.

- Отчего же? Ты ведь уже большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.

- Да я пишу... стихи...

- Это ведь тоже интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.

- Отчего же, совсем легко. Ты попробуй...

Собеседником Моцарта был Гете.

Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы бывают различны по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), различают интересы по глубине, по длительности.

Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.

Если ты до сих пор не определился со своими желаниями и интересами, стоишь перед выбором профессии и профиля обучения, то можно с помощью диагностики интересов и склонностей (Приложение 1) выявить - на какие свои склонности и интересы ты можешь ориентироваться при выборе будущей профессии, а также какая сфера профессиональной деятельности тебе подойдет больше всего. Также ты можешь обратиться к педагогу-психологу твоей школы, либо в ресурсный центр «Профориентир» на базе ГУДО «Полоцкий районный центр детей и молодежи» (методист ресурсного центра - Барилова Надежда Сергеевна (тел. 46-76-90). Также в ГУДО «Полоцкий районный центр детей и молодежи» ты можешь записаться в объединение по интересам экологического, технического творчества и иных профилей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика «Профиль»

(модификация «Карты интересов»)

Инструкция

Данные вопросы касаются Вашего отношения к различным направлениям деятельности.

Нравится ли Вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте «+». Если не нравится «-». Если сомневаетесь — поставьте «?».

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

                   

Бланк ответов.

Мне нравится...

  1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
  2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
  3. Выяснять устройство электроприборов.
  4. Читать научно-популярные технические журналы.
  5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
  6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
  7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
  8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
  9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

10.Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях. 11.Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

  1. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
  2. Ремонтировать бытовые электроприборы.

14.Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.

  1. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
  2. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
  3. Участвовать в общественной жизни школы, города.
  4. Объяснять одноклассникам учебный материал.
  5. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
  6. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
  7. Проводить опыты по физике.
  8. Ухаживать за животными, растениями.
  9. Читать статьи об электронике и радиотехнике.
  10. Собирать и ремонтировать мебель, часы, замки, велосипеды.
  11. Коллекционировать камни, минералы.
  12. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

27.Читать биографии известных политиков, книги по истории.

28.Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.

  1. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

30.Участвовать в военных играх, походах.

31.Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

32.Замечать и объяснять природные явления,

33.Собирать и ремонтировать компьютеры.

34.Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

35.Участвовать в географических, геологических экспедициях.

36.Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

37.Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.

38.Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

39.Искать и находить способы зарабатывания денег.

40.Заниматься физической культурой и спортом.

41.Участвовать в физико-математических олимпиадах.

42.Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

43.Разбираться в принципах работы электроприборов.

44.Разбираться в принципах работы различных механизмов.

45.«Читать» географические и геологические карты.

46.Участвовать в спектаклях, концертах.

47.Изучать политику и экономику других стран.

48.Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

49.Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

50.Участвовать в спортивных соревнованиях.

Обработка и анализ результатов.

Теперь подсчитай количество плюсов в каждой из десяти колонок. Десять колонок - это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

1 -  физика и математика;

2 -  химия и биология;

3 -  радиотехника и электроника;

4 -  механика и конструирование;

5 -  география и геология;

6 -  литература и искусство;

7  -  история и политика;

8  - педагогика и медицина;

9 — предпринимательство и домоводство;

10 — спорт и военное дело.

Чем выше балл в каждой колонке, тем выше твой интерес к этому виду деятельности. Максимальный балл - 5 - говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает 2 балла, значит, профессиональные интересы еще не сформированы.

свернуть

Воспитание трудовых навыков в семье (обязанности детей в семье)

Консультация для несовершеннолетних (9-12 лет)
развернуть

Все, что окружает нас –это чей-то труд. Именно человеческим трудом создается все самое лучшее, нужное и полезное на Земле. Разумно организованный труд укрепляет физические силы и здоровье, оказывает положительное влияние на сообразительность, инициативу, восприятие, наблюдательность, сосредоточенность, память, развивает мышление, приобщает к планированию деятельности. Трудолюбие – это черта характера, достоинство человека, его ценное качество, присущее тому, кто любит трудиться, положительно относится к любой работе, проявляет активность, добросовестность к делу, которое начал. Трудолюбие – это потребность и привычка трудиться. Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы. Например, великий русский полководец Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд помог ему стать непобедимым.                                                               

Во времена, когда Белоруссия входила в состав СССР, лучших людей в различных сферах деятельности, людей, которые не считали свою работу трудовым подвигом, а просто делали то, что считали нужным и должным, кто завоевывал уважение других людей своей честностью, порядочностью- награждали почётными грамотами, в которых передовиков официально назвали "Герой Труда". Однако ценность труда отмечалась намного раньше, при царизме: Павел I награждал медалью "За разведение тутовых деревьев", учредил медали "За особливое усердие" и "За отличие в виноградоводстве"; при Николае I были медали "Честному труженику", "За успехи в земледелии", "За полезное"; в годы царствования Александра I: "За успехи в шелководстве", "За усердие и пользу", "За усердие и труды", просто "За труды".

К сожалению, все чаще современная молодежь гонится за другими образцами. Кумирами становятся исключительно деятели шоу-бизнеса, гонщики, певцы, звезды различных масштабов, все мечтают о деньгах и быстрой славе…

Однако труд - это деятельность, которая приносит результат. Эта деятельность может быть как физической, так и умственной. Данные виды трудовой деятельности вы совмещаете в школе и дома. Получение знаний на уроках, решение задач, чтение, пересказ, высказывание своих мыслей и наблюдений, подготовка домашнего задания, выполнение контрольных работ – это ваш умственный труд. Физический труд в школе организовывается на уроках трудового обучения, обслуживающего труда, в процессе трудовых акций и т.д. Дома у каждого из вас может быть определённая работа, трудовое поручение либо постоянная обязанность: мыть посуду, убирать в квартире, помогать на огороде, выполнять (для мальчиков) какую-либо мужскую работу и т.д. К сожалению, очень часто происходит так, что ребята не хотят трудиться: не хотят учиться, либо учатся не в меру своих способностей, не хотят сделать что-либо, а хотят, чтобы у них сразу что-то было, без усердия и приложения своих сил. Если всё же ребята получают то, что они хотят, без усилий, то этот продукт (вещь, предмет) ими не ценится. Потому что они его получили без труда. А мы с вами говорили, что труд-это деятельность, которая приносит результат. Именно этот результат и ценен для человека. Именно результат труда оказывает на человека положительное влияние, которое выражается в удовлетворённости собой и своими действиями, повышением собственной самооценки и своей самооценки в глазах других людей. Это и положительное настроение, и в то же время приобретённый опыт, который в дальнейшем позволит вам выбрать себе профессию в соответствии с вашими интересами и склонностями.

Как говорил Гельвеций, французский просветитель: «Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным». И именно привычка трудиться должна идти у вас с семьи. Вы дома видите, что делают родители, как они это делают, знаете, кем они работают и что делают на работе, замечаете, когда родители устают и знаете, почему. Дома вы им помогаете по их просьбе, наставлению, либо сами, по собственному желанию, либо потому, что знаете и имеете свои домашние трудовые обязанности.

Согласно статьи 65 «Права и обязанности семьи» Кодекса РБ о Браке о семье - семья обязана содействовать реализации прав и законных интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту. В связи с этим, в статье 184 «Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья» закреплено положение о том, что родители, воспитывая детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, умственном и духовном развитии, приобщать их к посильному труду и готовить их к самостоятельной жизни. Статья 186 даёт каждому ребёнку право на образование и труд. В законе Республике Беларусь «О правах ребёнка», статья 14 «Обязанности ребенка» говорит о том, что ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

Любой труд, направленный на пользу, – благороден и достоин уважения. Труд благотворно влияет на устойчивость поведения, дисциплинированность, помогает вырабатывать самостоятельность и умение преодолевать трудности. Только труд приносит радость и себе и окружающим. Предлагаю ответить на вопросы теста «Трудолюбивый ли ты человек?» (приложение 1), который поможет тебе понять, насколько ты трудолюбив, или укажет на то, что нужно изменить в себе. Результаты данного теста не будут оглашаться.

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест «Трудолюбивый ли ты человек?»

Выбери один из вариантов ответа (А, Б или В) и обведи его.

  1. Закончились каникулы, пора идти в школу. Легко ли ты обычно переключаешься с отдыха на учебу?

А. Ужасно! Пока я привыкну, пройдет недели две.                                                                                    Б. Нормально. А куда деваться?                                                                            В. Я всегда легко включаюсь в работу.

  1. Твои родители каждую неделю устраивают в квартире генеральную уборку. Помогаешь ли ты им?

А. Да! Я убираю свою комнату.                                                                                     Б.Конечно!                                                                                                                                                               В.Нет! В эти часы я стараюсь быстренько уйти.

  1. Непогода. Ты играешь в онлайн-игру. Вдруг звонит друг, живущий в соседнем доме и просит тебя срочно к нему прийти. Как ты поступишь?

А. Извиняюсь и скажу, что я болею. Не хочется выходить из дома в такую погоду.                                                                                                               Б.Не знаю.                                                                                                                          В. Конечно, пойду. Ведь это мой друг

  1. Друг предложил тебе заняться спортом, бегать по утрам в парке недалеко от дома. Согласишься ли ты?

А. Стоит попробовать.                                                                                                               Б. Ой, это не для меня! По утрам я люблю поваляться в постели.                          В. С удовольствием.

  1. Есть хорошая пословица: «Работа не волк, в лес не убежит». Как ты считаешь, подходит ли она тебе?

А. Это моя любимая пословица!                                                                     Б. Смотря в каком случае.                                                                                    В. Нет! Я считаю, что безделье – причина всех бед.

 

 

Оценка результатов теста. Выбери в таблице свои варианты ответов на вопросы. Сложи вместе очки, выбранные тобой. Сумма очков покажет результат.

 

Номер

вопроса

 

Ответ – очки

 

 

А

 

Б

 

В

1

3

3

6

2

3

6

0

3

0

3

6

4

3

0

6

5

0

3

6

 

 

Итак, если у тебя в сумме оказалось

 

 от 0 до 15 очков – к сожалению, ты – лентяй. Скорее всего, это слово в свой адрес ты слышишь несколько раз в день от родителей, друзей и знакомых. Тебя невозможно заставить сделать уборку, помыть посуду, сходить за продуктами. Ты выполняешь работу только по необходимости. Лень и праздность – твои характерные черты. Задумайся над этим!

 

 от 16 до 23 очков – тебя нельзя назвать слишком трудолюбивым человеком, но и отлынивать без особой причины от работы ты не станешь, хотя любишь иногда заняться посторонними делами. Многое в твоем характере зависит от настроения. Что ж, надо уметь и работать, и отдыхать. Просто помни о чувстве долга!

 

 от 24 до 30 очков – по своей натуре ты деятель, и поэтому готов долго заниматься напряженной работой, чтобы достичь определенной цели. Ты не любишь останавливаться на полпути. Любая работа тебе только в радость, а вот безделье угнетает и раздражает тебя. Однако советую тебе помнить об отдыхе.

 

свернуть