Экзамены

Итоговые и вступительные испытания

развернуть

В разделе размещены нормативные правовые документы, экзаменационные билеты, методические материалы для подготовки и проведения итоговых испытаний по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, в том числе в порядке экстерната, вступительных испытаний в учреждения образования для получения общего и специального высшего образования и (или) среднего специального образования.

Подробнее...

свернуть

10 секретов успешно сдать экзамены

Успешно подготовиться и удачно сдать экзамены – под силу каждому! Экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности
развернуть

Первый «секрет»- помни, что чем раньше ты начнешь подготовку к экзаменам, тем лучше. Сначала подготовь свое рабочее место: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.д.

Второй «секрет»- составь план своих занятий: четко определи, что именно будешь изучать каждый день.

Третий «секрет»- начни с самого трудного, но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен.

Четвертый «секрет»- полезно структурировать материал при помощи составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Не стоит учить наизусть весь учебник.

 Пятый «секрет»- разумно чередуй занятия и отдых, питание, нормальный сон, пребывание на свежем воздухе.

Шестой «секрет»- толково используй консультации учителя. Приходи на них, солидно поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами.

Седьмой «секрет»- готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину триумфа.

Восьмой «секрет»- оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Девятый «секрет»- вечером накануне экзамена перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку, выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы и "боевого" настроя.

Десятый «секрет»- когда на экзамене получишь свой билет, спокойно сядь за стол, обдумай вопрос, набросай план ответа и отвечай уверенно.

 Успеха и отличных результатов!

свернуть

Памятка для учащихся по подготовке к экзамену по истории Беларуси

развернуть

 1. Тщательно изучите экзаменационные билеты. Отметьте темы, которые вы уже проработали и в которых чувствуете себя уверенно. Сконцентрируйте внимание на вопросах, к которым вы слабо подготовлены.

2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо «думается», т.е. высокая работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.

3. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз – утром.

4. Чтобы лучше запомнить материал, необходимо максимально использовать все возможности: воспринимать текст и на слух, и визуально (читать с листа), и при помощи движений, и при помощи ассоциаций.

5.Тренируйтесь отвечать на вопросы. По мере того как вы заканчиваете прорабатывать каждую тему, пробуйте отвечать на вопросы. Отвечая на них, вы приобретаете уверенность в себе и сможете ответить на неожиданные вопросы на экзамене.

6. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, поскольку это активная, организованная целью умственная работа.

7. Очень полезно составлять планы, схемы и алгоритмы конкретных тем и держать их в уме, а не «зазубривать» всю тему полностью «от» и до.

 Готовимся к экзамену

Время подготовки к экзамену надо разумно распределить. Не следует заниматься много часов без перерывов. Лучше учить блоками – усвоил тему, закрепил ее – и отдохнул. Затем кратко повторил, что заучил, и – за новую тему.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное – распределение повторения во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторение спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

  

Памятка «Структура ответа на экзамене»

1. Вступление

Определить хронологические рамки вопроса, его актуальность, наметить план изложения.

2. Основная часть

Чётко изложить сущность вопроса в соответствии с намеченным планом.

3. Заключение

Сделать выводы.

 

Успеха и отличных результатов!

свернуть

Как подготовиться к изложению по русскому (белорусскому) языку в 9-ом классе

развернуть

Как написать изложение по русскому языку

Изложение – это вид письменной проверочной работы, направленной на пересказ, краткую (или подробную) передачу основного содержания исходного текста.

Зачем пишут изложение?

Изложение — это способ развития речи ученика. Также оно учит:

  •       воспринимать информацию на слух;
  •       выделять главное и отсекать второстепенную информацию;
  •       правильно и логично излагать мысли, иначе — речевой культуре;
  •       постоянно прорабатывать словарный запас — активный и пассивный;
  •       активизировать мыслительную деятельность, развивать логику и память;
  •       подбирать необходимые обобщающие слова, заменять сложные предложения простыми, заменять прямую речь косвенной.

Полезные советы

  1. Делай пометки. Текст для изложения на экзамене читается два раза, и уже во время первого прослушивания делай записи. Старайся записывать ключевые слова, выражения сокращенно. При этом оставляй пропуски для того, чтобы во время второго прослушивания была возможность еще дополнить свои записи.
  2. Сначала пиши, потом редактируй. Порой очень сложно сформулировать первое предложение, поэтому, чтобы не терять время, первый черновик пиши просто так, как идут мысли, опираясь на план и ключевые слова. Такой черновик лучше записывать через строку, оставляя побольше пустого пространства, чтобы потом было удобно редактировать.
  3.  Сокращай. Делая пометки, не записывай длинные слова полностью, сокращай их, но не переусердствуй. Сокращать лучше по корням таким образом, чтобы потом можно было разобрать свои записи.
  4. Выделяй главное. Не старайся записать за учителем всё. Пока будешь писать одну фразу, пропустишь следующих два предложения. Запиши важную информацию: имена, места, ключевые описания или грамматические основы. Так тебе будет легче воспроизвести весь текст.
  5. Используй каждую минут. Между прослушиваниями будет небольшая пауза. Пока не началось повторное чтение, постарайся дополнить пропуски, дописать сокращения. Особое внимание обращай на первое и последнее предложение абзаца — их нужно написать максимально приближенно к оригиналу. 
  6. Заполни пробелы. Старайся максимально заполнить все пропуски и пробелы во время второго чтения текста. Запомни: сокращать проще, чем дополнить. Лучше записать больше, так как придётся работать с тем, что написано в черновике.
  7. Сомневаешься — замени. Нет уверенности в написании какого-то слова или расстановке знаков препинания? У тебя есть возможность заменить слово на синонимичное или перестроить конструкцию предложения таким образом, чтобы все сомнения исчезли.
  8. Перепроверь написанное. Соедини всё, что удалось написать, перечитай несколько раз. Обращай внимание на раскрытие темы, на выделенные микротемы (абзацы): они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем проверь орфографию и пунктуацию.
  9. Не спеши переписывать. Отвлекись на некоторое время. Вернувшись потом к изложению в черновике, ты сможешь проверить его еще раз свежим, незамыленным взглядом. Вопросов не возникло? Значит, ты хорошо поработал.
  10. Будь внимателен. Аккуратно перепиши свой текст в чистовик, при этом будь предельно внимателен. Старайся не делать помарки, так как из-за них могут снизить отметку.


Как написать изложение по белорусскому языку

  1. Пры першым чытанні слухайце тэкст уважліва. Звярніце ўвагу, які тып маўлення ўласцівы яму, асаблівасці якога стылю мовы вам неабходна перадаць. Сфармулюйце для сябе тэму і галоўную думку тэкста (пра што вам трэба расказаць, што апісаць, над чым паразважаць якога вываду прыйсці).
  2. Калі тэкст чытаецца другі раз,рабіць якія-небудз паметкі: апорныя словы спалучэнні слоў, змест простай мовы і інш? Пры неабходнасці экзаменатар звычайна тлумачыць некаторыя словы і выразы або нават запісвае іх на дошцы(як правіла, гэта словы іншамоўнага паходжання, якія рэдка ўжываюцца, або словы з лексікі абмежаванага ўжытку: прафесіяналізмы, дыялектызмы, устарэлыя словы).
  3. Цяпер вам трэба пераказаць тэкст. Спачатку пішыце так, як вам запомнілася. Затым загляніце ў запісы, зробленыя падчас другога чытання, і ўнясіце патрэбныя змяненні, дапаўненні.
  4. Прачытайце, што ў вас атрымалася пры гэтым сачыце за тым, каб выказванне вызначалася паслядоўнасцю, лагічнасцю, каб не было сказаў, сэнс якіх цяжка aбо ўвогуле нельга зразумець (няправільна пабудаваны сказ, прапушчана слова, няўдалы парадак слоў і г.д.). Калі трэба, перабудоўвайце сказы, замяняйце ці перастаўляйце словы.
  5. Прачытайце тэкст яшчэ раз, звяртаючы ўвагу на тое, ці ўдала вы падзялілі яго на абзацы. Пры наступным чытанні праверце напісанне слоў і пастаноўку знакаў прыпынку.Важна асэнсаваць, для чаго патрэбны той ці іншы знак прыпынку (што ён раздзяляе ці выдзяляе) і які знак павінен стаяць у кожным канкрэтным выпадку (калі вы не ўпэўнены, лепш перабудаваць сказ такім чынам, каб знак прыпынку не выклікаў у вас пытанняў).
  6. Некалькі хвілін адпачніце, а потым перапісвайце работу на чыставік. Старайцеся не рабіць выпраўленняў і пісаць разборліва, думайце над кожным пераносам.
  7. Прачытайце тэкст яшчэ раз. Зверце чыставік з чарнавіком (ці не прапусцілі якое слова, знак прыпынку, ці не забыліся выдзеліць абзац). Калі дазваляе час, крыху адпачніце і потым яшчэ раз прачытайце сваю работу так, як чыталі чарнавік.

 

свернуть

Рекомендации по подготовке к экзамену по математике

развернуть
  • Ежедневная тренировка вычислительных навыков.
  • Обязательное повторение основных правил и формул.
  • Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.
  • Целенаправленное систематическое повторение.
  • Своевременное устранение пробелов в знаниях.

Рекомендации обучающемуся во время экзамена:

  1. Внимательно прочитай задание до конца и пойми его смысл (характерная ошибка во время экзамена: учащийся, правильно излагая решение задачи, из-за невнимательности, не доводит решение до конца либо записывает в ответ значения, которые не являются ответом на поставленный вопрос).
  2. Составь план решения задачи.
  3. Определи основные факты и формулы, которые ты будешь использовать в ходе решения, распиши их применительно к своей задаче.
  4. Проверь логику выстраивания решения задачи.
  5. При решении текстовых и геометрических задач не забывай о наименованиях величин.
  6. Помни, что при решении задач ответ не должен расходиться с реальной жизнью: площадь фигуры не может выражаться отрицательным числом, скорость течения не может быть больше скорости катера и т.д.
  7. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
  8. При решении тестового задания первого уровня можешь использовать метод исключения, если затрудняешься ответить на вопрос.
  9. Рисунки к геометрической задаче должны соответствовать условию задачи и описанию решения.
  10. Избегай исправлений, так как они зачастую приводят к тому, что нарушается логика рассуждений.
  11. Рисунки выполняй четко, в ходе выполнения рисунка проверяй, соответствует ли твой рисунок условию задачи, все ли данные учтены. Хороший рисунок всегда подскажет решение, натолкнет на правильную мысль. Да и проверяющему твою работу легче будет увидеть логику твоих рассуждений.
  12. При оформлении работы помни, что экзаменационная работа – итог твоей учебы, ты демонстрируешь не только знания по математике, но и культуру письма.
свернуть

Советы родителям и выпускникам по подготовке к экзаменам

развернуть

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.

        - Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

     - Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».

        - Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

        - Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

        - Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

        - Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

        - Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.

        - Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

        - Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

        - Не критикуйте ребенка во время экзамена.

     - Помните: главное – снизить напряженность и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.

 

 

    Подготовка к экзамену.

        - Подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

        - Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (они повышают интеллектуальную активность). Для этого достаточно картинки в этих тонах.

        - Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы.

        - Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего.

        - Чередуйте занятия и отдых: 40 мин. занятий, 10 мин. – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

        - Оставьте 1 день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

 

     Накануне экзамена.

        - Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять, напротив, вечером совершите прогулку, перед сном примите душ.

        - На экзамен вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 мин. до начала экзамена.

 

         Экзамен - ситуация, которая у большинства людей связана с сильным физическим и эмоциональным напряжением. Другими словами - это просто стресс. Как легче преодолеть экзаменационное испытание?

 

Специалисты советуют:

       1. Развивайте уверенность в себе. У вас все получится, в любых ситуациях, вы найдете выход, сможете найти знания для ответа даже на тот вопрос, который не успели повторить.

     2. Планируйте свое будущее независимо от результатов сданного экзамена. Плохо сданный экзамен - это не конец света, это также позитивный опыт, возможность проанализировать свои неэффективные действия и избежать их в будущем.

     3. В последние дни перед экзаменом старайтесь чрезмерно не переутомляться. За день до экзаменов работайте не больше чем 8 часов, иначе на сдачу экзаменов энергии у вас не останется. Научитесь расслабляться, делайте паузы в работе, слушайте спокойную музыку.

       4. Обратите внимание на приметы чрезмерного стресса, который может вызвать неадекватную реакцию организма на поведение в сложной ситуации.  Это - потеря аппетита или переедание, бессонница и постоянное чувство утомления, головная боль, плаксивость без всякой причины во время подготовки к экзаменам. В связи с этим необходимо принять меры по преодолению стресса. Напряжение хорошо снимается творческими занятиями в свободное время - рисованием (даже если вы рисуете плохо), можно сходить на выставку. Хорошо помогают занятия спортом, бассейн, массаж.

        5. Впечатлительным, тревожным ребятам желательно потренироваться сдавать экзамен заранее, лучше всего с малознакомым человеком, или представить в деталях все событие, и при этом не зацикливаться на каком-то одном моменте.

      6. Накануне экзамена. За ночь до экзаменов постарайтесь хорошо выспаться. По дороге на экзамен, не думайте про него.

свернуть
Ещё в этом разделе